22 апреля планируется провести общероссийское голосование, на организацию которого будет потрачено не меньше 14 млрд рублей, согласно распоряжению Путина. Об этом пишут «Известия». В регионах, скорее всего, будут и дополнительные расходы, связанные с мероприятиями для привлечения внимания к голосованию.
Специалисты делят поправки в Конституцию на две категории: те, которые, скорее, обозначают государственную идеологию и явно понравятся части избирателей, и те, которые действительно что-то меняют в системе права. Последние, правда, во многом повторяют уже существующие нормы, иногда в них есть прямые ссылки на действующие федеральные законы.
Например, в статье 67 появляется новый пункт: «Российская Федерация обеспечивает защиту своего суверенитета и территориальной целостности. Действия, направленные на отчуждение части территории Российской Федерации, а также призывы к таким действиям не допускаются». Но это уже закреплено в Уголовном кодексе, который в статье 280.1 от декабря 2013 года. В 69 статье Путин предлагает закрепить, что «Российская Федерация оказывает поддержку соотечественникам, проживающим за рубежом». Обязательство поддерживать соотечественников вне России страна взяла на себя еще в 1994 году, когда издан соответствующий указ президента, а потом подкрепила его постановлением правительства от 1996 года и федеральным законом от 1999 года.
Предложение Путина закрепить важность «защиты института брака как союза мужчина и женщины» зафиксировано статьей 12 Семейного кодекса, а обязанность совершеннолетних детей заботиться о родителях регулируется статьей 87 Семейного кодекса РФ.
Другие значимые поправки также есть в текущем законодательстве: обязанность устанавливать МРОТ на уровне прожиточного минимума закреплена статьей 133 Трудового кодекса; обязанность индексировать пенсии не реже раза в год – в статье 17 закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Ограничения для членов правительства и федерального собрания на иностранное гражданство и счета в иностранных банках также прописаны в соответствующих законах.
То есть часть поправок – нормы, которые уже есть в законодательстве, но их хотят еще и прописать в Конституции.
Вторая часть поправок – сборник прокламаций, которые обсуждались последний месяц всеми подряд, от патриарха Кирилла до Елены Исинбаевой. Большинство из них прописаны одной большой статьей 67.1, которую президент хочет поместить в раздел о федеративном устройстве страны. Здесь Путин пишет, что «дети являются важнейшим достоянием Российской Федерации», что страна является «правопреемником Союза ССР», что она «чтит память защитников Отечества и обеспечивает защиту исторической правды» и, кроме того, Россия, «объединенная тысячелетней историей, сохраняя память предков, передавших нам идеалы и веру в Бога, а также преемственность в развитии Российского государства, признает исторически сложившееся государственное единство». В соседней статье 68 Путин также напоминает, что признанный государственным русский язык – это «язык государствообразующего народа, входящего в многонациональный союз равноправных народов Российской Федерации».
Тут одни вопросы. О каком Боге и каких идеалах идет речь? Чьи дети являются достоянием – все в мире или только родившиеся у граждан России?
Как быть с тем, что в преамбуле Конституции написано, что «мы, многонациональный народ Российской Федерации», то есть один народ, а в новой статье мы уже «многонациональный союз равноправных народов», но русский народ — государствообразующий?
И дальше эти вопросы только множатся. В еще одной новой статье говорится, что в России «обеспечиваются сбалансированность прав и обязанностей гражданина, социальное партнерство, экономическая, политическая и социальная солидарность». С кем именно нужно обеспечить «политическую и социальную солидарность» – с Владимиром Путиным или с кем-то еще?
Является ли отказ от голосования за «Единую Россию» протестом против политической солидарности, которая вотвот станет конституционной нормой?
Кроме того, в текущем тексте поправок изначально заложен конфликт с «неизменными» главами Конституции. Это касается тезисов о превосходстве российской Конституции над международным правом и вхождения местного самоуправления (МСУ) в систему «публичной власти» – хотя по всем международным практикам, которые Россия уже признала и ратифицировала, МСУ от системы исполнительной власти должно быть отделено. Даже сама власть не может объяснить, зачем нужен этот проект?
Для сохранения Путина? Но он вроде говорил, что не собирается оставаться президентом. Тогда зачем? За два месяца никто во власти внятного ответа на этот вопрос не дал.
Усиление диссонанса между таким законотворчеством и тем, что реально происходит в мире, не усилит действующую власть, а ослабит ее в долгосрочной перспективе. «Возможно, в этом есть бессознательное желание власти построить крепость со рвами и закрыть страну от интернета, «неправильных» идей и «неправильных» людей, оппозиции и так далее, – говорит политолог Александр Кынев. – Но это приведет к тому, что шансы на долгую и счастливую жизнь Конституции, которая изначально имела в себе ряд проблем, со всем этим резко уменьшаются. И как только власть неизбежно поменяется (это лишь вопрос времени), встанет вопрос о принятии нового документа, в котором юридического мусора не будет. Как, возможно, и не будет той странной системы разделения властей с гиперпрезидентским режимом, которая существует сейчас».
Znak.com