Можно, не повышая цену на проезд, значительно повысить утвержденный РЭК тариф. В этом случае нищий городской бюджет будет вынужден платить транспортникам намного больше дотаций. Можно не повышать тариф и ждать, когда муниципальные предприятия окончательно обанкротятся, и весь пассажирский транспорт перейдет к частникам.
Ясно одно: никакое развитие, никакая конкуренция с частниками невозможна без обновления парка машин. Износ подвижного состава в городе достигает 90%. Если не будет обновления, то через несколько лет городским предприятиям будет просто не на чем возить пассажиров. Но в этом вопросе РЭК по-прежнему остается непреклонной. Спорный вопрос стал предметом обсуждения на заседании общественного совета при региональной энергетической комиссии.
Недавно назначенный взамен Виталия Маслика директор департамента транспорта Омска Алексей Мартыненко заявил, что реальная себестоимость поездки составляет 29,26 рубля, тогда как тариф установлен на уровне 27,3 рубля. Именно потому ПАТП терпят убытки: «Из-за того, что тарифы ниже фактических затрат, у ПАТП сложилось тяжелое положение. Каждый перевезенный пассажир дает 2 рубля убытков. За 2015 год мы перевезли 99 миллионов пассажиров и получили 366 миллионов рублей убытков. Кроме того, в бюджете города не предусмотрены расходы на покупку новых автобусов, поэтому транспортники посчитали возможным включить эту статью в заявку на повышение тарифа».
Заместитель председателя РЭК Владимир Тараненко сообщил, что автотранспортные предприятия предлагают тарифы на перевозку пассажиров в размере от 35 до 42 рублей, закладывая в них средства на развитие и обновление автопарка. Это привело бы к росту тарифов в 1,3-1,5 раза. По мнению Тараненко, городской бюджет не способен на такие расходы. Поэтому ПАТП отказали в том, чтобы закладывать в тариф покупку новых автобусов, пришлось «ужать» и статью расходов на закупку запчастей. Это дало возможность сократить планируемый рост тарифа до 8,8%, то есть на 2,5 рубля. «Обрезав» ПАТП все расходы на обновление подвижного состава, на заседании совета принялись обсуждать, на чем бы еще транспортники могли сэкономить. Так, некоторых участников разговора возмутила «слишком высокая» зарплата водителей – почти 27 тысяч рублей в месяц (без вычета налогов), причем в тарифы закладывается рост зарплаты тоже. Алексей Мартыненко ответил, что после трагедии на Сыропятском тракте в ПАТП запрещены переработки, а если водители будут получать меньше 20 тысяч «чистых», то они просто разбегутся.
Участвовали в обсуждении и депутаты как Омского горсовета, так и Законодательного собрания. Правда, некоторые предложения были более чем оригинальны. Так, один из народных избранников (единоросс) предложил купить автобусы… за свой счет. Причем – сразу 55 машин (!). Похоже, его не покидает идея как-то «прихватизировать» муниципальный транспорт. Не нашло поддержки у омских общественников, более того, вызвало бурю возмущения предложение депутатов вообще «ликвидировать» муниципальных перевозчиков и отдать всё бизнесу. Спрашивается, куда уходят налоги? Что, омичи всем городом зарабатывают только, чтобы «покрыть» дотации на проезд?
Прозвучали предложения взять кредиты. На это Алексей Мартыненко ответил в стиле «берешь чужие и на время, а отдаешь свои и навсегда». Обслуживание кредитов «съест» любую прибыль.
Один из депутатв Заксобрания популистски предложил заставить «маршруточников» возить омичей за 18 рублей. На это Алексей Мартыненко ответил, что одномоментное перезаключение договоров невозможно, закон не позволяет. Однако, по его мнению, рациональное зерно в идее есть. Со своей стороны, директор департамента транспорта видит выход из кризиса в увеличении пассажиропотока за счет кардинального изменения маршрутной сети. Планы реализации проекта намечены. В ближайшее время планируется проработать вопросы по изменению маршрутной сети и переводу частных перевозчиков на регулируемые тарифы. Однако этот путь – достаточно долгий. И неизвестно, что произойдет раньше: повысится рентабельность работы муниципальных ПАТП или их автобусы окончательно рассыплются.
- Тариф, который планируется установить, позволит жить и работать нашим предприятиям. Но не позволит им развиваться, — сказал Алексей Мартыненко.
Стоит добавить, что окончательное решение по цифре тарифа РЭК примет 20 декабря.
Евгения Лифантьева.