- Сложность в том, что при расселении жилье выделяется не в соответствии с социальными нормами, а «метр в метр». Не расселенными остались в основном дома с маленькими квартирами, общежития, - прокомментировала ситуацию Светлана Аркадьевна. – Новых квартир площадью 10-12 метров на рынке просто не существует. Поэтому мы решаем этот вопрос путем строительства трех домов – двух на Завертяева, одного на Барнаульской – в которых будут небольшие однокомнатные квартиры, общей площадью около 30 квадратных метров. Кроме того, приобретем 54 однокомнатные квартиры на рынке. Чтобы те, кто получит эти квартиры, мы выставляем условие аукциона – срок сдачи дома не позднее 2016 года.
На реализацию программы истрачено 4,2 млрд рублей, причем 1,3 млрд – из бюджета Омска.
Что будет дальше, пока неизвестно. Депутаты Омского горсовета неоднократно обращались в Госдуму с просьбой продлить деятельность Фонда ЖКХ, из которого финансируется эта программа. В данный момент срок деятельности Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства продлен до 1 января 2018 года. К этому времени должны быть разработаны изменения Федерального закона № 185, который регулирует процесс расселения аварийного жилья.
Будет принята какая-то новая программа, но какая – еще не известно, и как она будет финансироваться – тоже. Однако в Омске идет работа по подготовке к ее реализации. Проводится инвентаризация жилых помещений в домах, признанных аварийными после 1 января 2012 года и находящихся в муниципальной собственности. На данный момент в городе 157 аварийных домов, не вошедших в программу расселения. На то, чтобы обеспечить квартирами тех, кто имеет право на проживание в этих домах, нужно еще порядка 4 млрд рублей. Причем количество домов, признанных аварийными, увеличивается лавинообразно. Мало того. Если до 2012 года аварийными признавались в основном дома барачного типа или двух- трехэтажки послевоенной постройки, то сегодня угрозу для жизни представляют несколько пятиэтажек, в которых квартир и, соответственно, жильцов гораздо больше.
По мнению Светланы Шенфельд, через два года количество аварийных домов и, соответственно, сумма, нужная для их расселения, может увеличиться в два раза.
На фоне этой информации проблемы, возникшие в Москве в связи с объявленной реновацией, кажутся насмешкой над россиянами. Известно, что мэр Москвы Собянин уже выделил 100 миллиардов рублей только на подготовку этой программы. Первоначальная стоимость затеи оценивалась в 3,5 трлн руб. Причем не факт, что эти деньги поступили бы только из бюджета столицы.
Депутат Омского городского Совета Андрей Ефимов – один из тех, кто прикладывал усилия для продления действия программы расселения ветхого и аварийного жилья. Он возмущен тем, насколько разнится отношение к людям в столице и провинции:
- Я был в Москве и видел те дома, которые сейчас собираются сносить. В них, по большей части, выполнен капитальный ремонт, и не такой, как у нас, а полноценный, возле домов хорошо благоустроенные дворы и спортивные площадки. И всё это под снос? Я не настроен нагнетать антимосковские настроения, но вся эта ситуация с реновацией показывает, какая огромная пропасть лежит между Москвой и российскими регионами.
Интересно отражение в проблемах жителей Омска и Москвы еще одной темы.
В Омске решение очень многих вопросов упирается в то, что люди являются собственниками ветхого и аварийного жилья. По словам Светланы Шенфельд, ни государство, ни муниципальные власти не имеют права решать за собственников их проблемы. Это, дескать, будет нецелевое расходование средств. Поэтому недавно, когда в одном из домов в Советском округе из-за бездеятельности управляющей компании и постоянных протечек крыши вывалился кусок стены, мэрия оказалась перед малоразрешимой проблемой. Людям нужна срочная помощь. Срок капитального ремонта дома подходи в 2018 году. Люди будут до тех пор жить с дыркой в стене? В исключительном порядке будет оказана помощь из бюджета. Однако это вызвало у чиновников раздражение:
- Владельцы обеих пострадавших квартир купили их 1,5-2 года назад. Они видели, что покупали? Почему теперь за них должна рассчитываться мэрия?
То ест муниципальные власти добиваются, чтобы владельцы квартир выполняли обязанности собственников, даже если это превышает возможности рядового человека. А в Москве угроза сноса пятиэтажек вызвала волну протестов, вылившихся в 20-тысячный митинг. Почему? Да потому, что программа реновации во многом нарушает права собственников жилья. Ведь снос аварийных домов происходит лишь в том случае, когда проживание в них представляет угрозу для жизни людей. Это – не подарок, это – частичное исполнение их базовых конституционных прав. Программа же реновации нарушает право собственника распоряжаться
своим имуществом по своему усмотрению.
То есть, когда властям выгодно, то собственник должен сам заботиться о своем жилье. А когда не выгодно, когда на этом можно «освоить» бюджетные миллиарды, – о его правах можно и забыть.
Евгения Лифантьева.