Музей Кондратия Белова не мог пройти мимо такой даты, как 100-летие со дня освобождения Омска от колчаковцев, ведь в творчестве патриарха сибирской живописи картины, посвященные Гражданской войне в Сибири, занимают особое место.
Большинство своих работ на эту тему Кондратий Петрович создал в 1950–60-е годы, многие из них в советское время экспонировались на областных и республиканских выставках.
Кондратий Белов в 19 лет оказался в гуще событий Гражданской войны в Сибири: сначала попал под колчаковскую мобилизацию, потом оказался в Красной Армии и благодаря счастливому случаю был откомандирован в художественную студию при политуправлении 5-й Армии. Дебютом художника стала картина «Последний парад Колчака», представленная в 1929 году на выставке Ассоциации художников революции.
Прекрасная художественная память помогала ему с доскональной точностью воспроизвести события жизни, знакомые места. В работе «Крах колчаковской армии» (1968) отступление колчаковских войск из Омска трактуется просто, без элементов нажима, шаржа, но зритель ощущает – это не отступление, это действительно крах. А место художник выбирает сознательно, документально восстанавливая облик Омска 1919 года: мост через реку Омь, Пророко-Ильинская церковь, Никольский собор, часовня, дома. В гуаши «Последняя ночь колчаковской столицы» (1958) пейзажу также отводится решающая роль. Шквальный ветер как бы выметает из города недавних его хозяев – генерал-губернатора Сухомлинова и архиепископа Антония – духовного наставника белого движения, организатора дружины святого креста.
Обращают на себя внимание работы «Арест Колчака» (1972), «Допрос генералов», где запечатлено как командармы 5-й Армии М.Н. Тухачевский и И.П. Уборевич в бывшем генерал-губернаторском доме допрашивают колчаковского генерала Римского-Корсакова, который не захотел бежать вместе с Колчаком...
Выставка получилась объемная, уникальная по художественной ценности и дополненная копийными документами тех далеких времен. К ней с интересом отнеслись школьники, студенты колледжей и вузов. «Мы расширили свой кругозор, узнав столько интересного и о художнике, и о событиях и людях, запечатленных на картинах. Кондратий Петрович Белов не только прекрасный живописец, он будто бы исторический репортер, проводник нас, современников, в историю. И теперь и на город, его дома и памятники невольно будешь смотреть по-другому».
Татьяна Журавок.