Новая правительственная инициатива – программа «Земский учитель» (по аналогии с программой «Земский доктор»). По ней переезжающим в село педагогам обещают аж по миллиону рублей. И даже без уплаты подоходного налога в 13%, который превращал пресловутый миллион в 800 с копейками тысяч.
Однако процедура обставлена рядом условий. Высшее образование, обязательное заключение контракта на 5 лет и так далее. Будет ли работать программа?
Сейчас нехватка учителей в сельских школах просто катастрофическая. С виду картина вроде неплохая. В области работает более 700 школ. Более 550 - в селе. Укомплектованность педагогическими работниками дошкольных учреждений составляет 98,5 %, общеобразовательных организаций – 98,1 %. Однако эти цифры не отражают объем «совмещений» и работы на несколько ставок.
В нынешнем учебном году в школы региона трудоустроился 721 молодой специалист. За три последних года – более 2 тыс. педагогов. Однако велик и отток молодежи. Доля педагогов в возрасте до 35 лет составляет лишь 24 %.
Приток молодых специалистов идет, их даже как-то пытаются поощрять материально. Сейчас впервые устраивающимся на работу в сельские школы и детские сады педагогам выплачиваются «подъемные» в размере 20 тыс. рублей, в 2018 году такую выплату получил 141 человек. Кстати, эта цифра уже вызывает вопрос. Если трудоустроился 721 человек, то почему «подъемные» получила лишь малая часть из этого числа? Процесс получения «подъемных» настолько забюрократизирован, что у молодых специалистов просто нет возможности собирать кучу бумаг ради этих 20 тысяч? Или отчеты лукавят, и цифра 721 – это общее число педагогов младше 35 лет в сельских школах?
Начинающим педагогам, вне зависимости от того, где они работают, по решению руководства школы размер оклада повышается в первые три года работы на 20–60 %. Для всех сельских учителей действует механизм компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения в виде ежемесячной денежной выплаты (за который, кстати, упорно боролись депутаты от КПРФ в Законодательном собрании области и который сейчас представляют как достижение власти).
В последнее время в правительстве области начинают приходить к еще одной разумной мысли, которая основана как на советском, так и на европейском опыте: создание фонда ведомственного жилья для бюджетников. Действительно, молодую незамужнюю учительницу, только-только выпорхнувшую из-под родительской опеки, вряд ли интересуют льготы по оплате жилья, так как у нее того жилья в собственности нет вообще. По крайней мере, в том населенном пункте, в котором нужен педагог, а не там, где живут ее родители. В европейских странах эта проблема решается с помощью предоставления специалистам качественного муниципального жилья без права приватизации. У нас же в селах молодым учителям просто негде жить. Либо предоставляются помещения, находящиеся в аварийном состоянии с формулировкой: «Ну, ремонт сделаете сами, в бюджете денег на него нет, или живите так».