Власть не нарушает законов о выборах – она просто ими свободно пользуется.
На днях телеграмм-канал BRIEF, ссылаясь на источники из нескольких информагентств и телеканалов, сообщил, что федеральным государственным медиа рекомендовано уменьшить освещение коммунальных проблем: «не концентрироваться на новостях, которые могут стать негативным фоном для проседания рейтингов любой власти до выборов: система должна демонстрировать единство и сплоченную работу» (t.me/brieflite/6042).
В последнее время Россию действительно накрыл вал коммунальных аварий: от Архангельска, где люди провели новогодние праздники без отопления, до Омска, где в каникулы вышли из строя котлы на ТЭЦ-3 и ТЭЦ-5, и обитатели более чем полутора тысяч домов неделю мерзли в квартирах. Коммунальный коллапс должен был случиться рано или поздно: нельзя бесконечно пользоваться тем, что создано в прошлом веке, вкладывая по минимуму. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков объяснил произошедшее аномальными холодами. Для Омска ничего необычного в морозах не было, теперь они и вовсе кончились, но аварии продолжаются, теперь – или пока – локальные, к счастью. Но, судя по государственным СМИ нашего региона, им перед выборами и рекомендовать ничего не надо. Районки давно рассказывают исключительно о благостном, причем, все 32 – о том же, что можно прочесть в «Омской правде». А вот о том, что в регионе приостановлена программа по модернизации коммунальной инфраструктуры на 2023- 2027 годы, местные СМИ сообщили мимоходом. Про то, что Владимир Путин два года назад заявил о запуске комплексной программы модернизации ЖКХ, вообще вся пресса напрочь «забыла». Потому что коммунальная катастрофа в стране – плохая реклама для будущего президента, особенно если он был и прошлым, и позапрошлым. Тема близко касается каждого, и может показаться, что выбирать надо другого – не того, который за 20 лет не заметил, что платежи россиян идут не на ремонт и обновление труб, а в неведомые офшоры.
Если пресса старается аккуратно обходить горячие темы, то уж чиновники – тем более. Судя по их страницам в соцсетях, в Омской области, как и во всей стране, жизнь цветет и колосится исключительно благодаря президенту и партии «Единая Россия». Жар и пыл, с коим и бюджетники при должностях, и провластные журналисты вещают о своей поддержке руководителя страны, наводят на мысль, что нет у них ни родителей, ни детей, а есть лишь одна, но страстная любовь – Владимир Владимирович. Практически все российские СМИ в конце января сообщили, что в его поддержку, как кандидата в президенты РФ, собрано более 3 миллионов подписей.
– Зачем, если в ЦИК было достаточно предоставить 100 тысяч, в 30 раз меньше? – Говорит Иван Федин, второй секретарь комитета Омского областного отделения КПРФ. – Затем, что агитация в СМИ разрешена лишь за 28 дней до выборов, а это была как и не агитация, просто бесплатный информационный повод – уже в 10-х числах января пресса стала сообщать о «всенародной поддержке». Не трудно представить, сколько для этого было задействовано людей и средств. Понятно, что подобных ресурсов у других кандидатов нет – они уже поставлены в неравное положение.
В Омской области подписи в поддержку Путина собирали в 10 точках, включая 8 крупных торговых центров. Другим кандидатам о таких льготных условиях и мечтать не приходилось.
– Больше того: в Кировском округе, к примеру, есть 107 досок, на которых, по закону, может размещать предвыборную агитацию. Но, как только мы расклеиваем свои предвыборные плакаты, приезжают люди в оранжевых куртках, похожих на форму сотрудников бюджетного учреждения «Управление дорожного хозяйства и благоустройства», и либо сдирают их скребками, либо вообще демонтируют доски, – рассказывает Федин. – К муниципальной библиотеке на моих глазах подъехала «Газель» с надписью «Голосуем за Путина» для проведения мероприятия. При этом официально в Омске уже четвертый год режим повышенной готовности из-за ковида, «массовки» запрещены. Для КПРФ, как и для простых людей, под запрет попали даже одиночные пикеты. Власть в очередной раз устраивает политический стриптиз, на глазах у публики делая то, что запрещает гражданам.
О торжественном открытии Года семьи в Омской области, который прошел в Концертном зале Омской филармонии, с участием большого количества многодетных и молодых семей, семей участников специальной военной операции, лауреатов премии «Семья года», губернатор Омской области Виталий Хоценко на свой странице в соцсети сообщил меньше, чем через неделю после решения коронавирусного штаба о продлении ограничений. «Как сказал наш Президент Владимир Владимирович Путин, Россия – это семья семей», – цитировал он со сцены. Видимо, частое повторение имени президента не только подталкивает к нужному выбору, но и оберегает от вирусов.
В преддверии выборов власть начинает активно заботиться о народе: о льготах для многодетных, игнорируя других нуждающихся; чистоте досок для агитации, не замечая при этом нечищеных улиц; о здоровье граждан, забывая, что сама же на протяжении двух десятилетий оптимизирует медицину. В середине января автобус «Единой России» повез по селам области флюорографы и передвижные пункты здоровья. Агитации впрямую нет, но огромная надпись на транспорте «Команда президента» четко дает понять, кому надо быть благодарным за то, что попал к кардиологу или онкологу, которых и в райцентрах-то видят редко, а в сельских поселениях и вовсе только в честь выборов.
– Усилия административного ресурса направлены на пропаганду единственного кандидата, – объясняет Иван Федин. – На это работает аппарат чиновников, КТОСы, которых в Омске почти 8 десятков, Общественная палата Омской области.
Глава региональной Общественной палаты Омской области Лидия Герасимова – одновременно и председатель штаба по общественному наблюдению на выборах президента в регионе. Это тоже не нарушение законодательства – власть просто его изменила для удобства: в июне 2018 года в федеральный закон «О выборах президента РФ» были внесены поправки, согласно которым закреплено право Общественных палат субъектов РФ назначать наблюдателей в избирательные комиссии на выборы главы государства. Трудно поверить, что наблюдение это действительно независимое, если Общественная палата, по закону – подразделение государственного учреждения, а ее руководитель фактически назначается правительством региона. «Процесс голосования становится более отработанным, прозрачным», – бодро сообщал один из членов Общественной палаты Омской области, он же член штаба по общественному контролю и наблюдению на выборах, он же редактор областной правительственной газеты «Омская правда» Андрей Мотовилов в 2021 году. Как раз после того, как единый день голосования – тоже по закону – внезапно превратился в трехдневный, а участковые комиссии обнаружили умение работать не только в привычных школах и домах культуры, но в «газелях» и «на пеньках».
– Трехдневное голосование, на мой взгляд, нарушает прозрачность выборов, дает возможность для фальсификаций, – считает Иван Федин. – Невозможно обеспечить на такое время круглосуточное наблюдение за сотней избирательных участков. В 2021-м году на 39-м участке в Кировском округе выборы в Госдуму были признаны недействительными: утром выяснилось, что ночью был вскрыт сейф. С каждым годом процедура голосования становится не только менее открытой, но и менее добровольной. Я не раз слышал от бюджетников, что руководство принуждает их голосовать за определенного кандидата. Хотя бюллетени – анонимные, на них нет даже номеров: никто никогда не узнает, как вы проголосовали. Если вы – за развал коммунальной сферы, медицины и образования, за регулярное повышение цен, что мы наблюдаем уже 34 года, голосуйте по указке сверху. Если вы хотите жить по-другому – делайте осознанный выбор.
Наталья ЯКОВЛЕВА.