Уже больше года Новосельское поселение Кормиловского района живет без главы. Мы рассказывали об этой ситуации 21 апреля 2021 года, но противостояние жителей и власти продолжается.
НОВОСЕЛЬЕ, по нынешним меркам, село крупное – больше 700 жителей. Находится не в медвежьем углу, а всего в паре десятков километров от районного центра Кормиловка. В состав поселения входят деревни поменьше: Веселый Привал, 1-я Фоминовка и Новая Ивановка. И если в Веселом Привале, к примеру, есть филиал школы и даже библиотека, то в Новой Ивановке осталось меньше десяти жителей, им и магазина не полагается. Новоселье на их фоне выглядит процветающим: асфальт, парк, крепкие дома.
С 2016 года руководил поселением Владимир Бессонов, бывший главный агроном СПК «Нива», который жители по привычке зовут колхозом. В комплексе работает больше 150 сельчан. Но есть поблизости от Новоселья еще одно предприятие – холдинг «Руском-Агро», учредил который «мясной король» Темури Латария: строит свиноводческие комплексы, занимается разведением крупного рогатого скота, сельскохозяйственной птицы, производством колбасных изделий под брендами «Сибколбасы» и «Кормиловский бекон». Теплых чувств к «Рускому» в Новоселье не испытывают. На окраине села жить, говорят, нелегко из-за вони – до ферм всего-то метров 300. Кроме того, по рассказам работников холдинга, при трудоустройстве им объясняют, что они не могут держать дома птицу и свиней: как бы для профилактики на предприятии свиной чумы и птичьего гриппа. Возможно, поэтому новосельевцев, работающих в «Руском-Агро», раза в два меньше, чем в «Ниве». При этом технологии выращивания кормовых культур таковы, что после нескольких лет эксплуатации они истощают почвы. Свинофермы тоже полагается переносить время от времени, так что холдингу постоянно требуются новые земли в аренду, а использованные долго остаются непригодными для жизни. Кстати говоря, на запуск комбикормового завода «Рускома-Агро» приезжал в 2018 году тогда еще врио губернатора Омской области Александр Бурков. Неудивительно, в общем, что «Руском» прочно ассоциируется у жителей с властью.
Поэтому никто не удивился, что на перевыборы главы Новосельевского поселения, назначенные на 2 марта 2021 года, заявилась работница «Руском-Агро» Светлана Недальченко. Ну куда же без власти? Бывший глава поселения Владимир Бессонов предложил, однако, одну из руководителей «Нивы» Марию Сугатову, и пятеро депутатов сельсовета проголосовали за нее. Соответственно – против Недальченко, которая работает на свинокомплексе и еще учится на агронома.
– В совете у нас 10 человек, голоса разделились пополам: пять на пять,– рассказал Александр Краев, депутат Совета Новосельского поселения от КПРФ. – Выборы признали несостоявшимися. Что интересно: в нашей «пятерке» – люди из разных партий, а в той, которая против Сугатовой – сплошь единороссы: бюджетники или работники «Рускома».
Перед вторыми выборами, которые должны были состояться в апреле, по словам Марии Сугатовой, глава района Владимир Сыркин уговаривал ее отказаться от участия в них. Объяснял, что село не будет при ней так процветать, как при «Рускоме», в смысле при Недальченко. Мария все же выдвинула свою кандидатуру, но выборная комиссия ее не допустила.
– Первый раз комиссия единогласно утвердила мою кандидатуру, а во второй признала несоответствующей по профессиональным качествам. Правда, единственный вопрос был о том, почему меня не было на празднике Масленицы, из чего сделан вывод, что я не участвую в жизни села, – рассказывала Мария после своего поражения.
В итоге оппонентом Недальченко стал сотрудник Кормиловской администрации Вячеслав Мироненко. Пятеро «оппозиционных» депутатов проголосовали против обоих, голоса опять распределились поровну, и выборы снова сорвались. После чего, по словам Краева, началось активное давление на пятерых непокорных депутатов. По его мнению, власть очень хочет протащить своего кандидата. Но большинство жителей против: опасаются, что «Руском» задавит и СПК «Ниву», и все село.
– На мой взгляд, присутствует определенный сговор, – рассказывает воспитатель детского сада Ольга Махота, одна из непокорных депутатов. – «Руском» хочет подобрать под себя наше село, ему земля нужна. Но мы, к сожалению, видим, что те села, где появляется холдинг, рушатся, а те, кто идет туда работать, теряют личные подсобные хозяйства. Народ не хочет допускать «Руском» в село! У нас пример перед глазами – Михайловка. Поначалу там фермы организовали, работа у людей появилась. Потом – раз и вывезли все, теперь люди вынуждены ездить на работу за тридевять земель в Георгиевку. Своих детей не видят, днями и ночами работают.
ПО СЛОВАМ Ольги Махота, в детский сад для душеспасительных бесед приезжал Вячеслав Бусс, начальник районного отдела образования, потом ее вызывал и глава района: оба убеждали, что надо голосовать правильно – за Недальченко. Ольга – женщина молодая и бесстрашная. А вот заведующая детским садом и тоже депутат Оксана Петлай была вынуждена написать заявление об уходе по собственному желанию – замучили проверками.
– Требовали от нее уволить меня, обещали, что подведут под уголовное дело, если мы опять пойдем против, – говорит Махота. – А как мы должны поступить, если люди не хотят кандидата от «Рускома»? Я за честный выбор. В конце концов пусть люди сами решают. Даже если выберут Недальченко, то честно, а не моими руками, чтобы потом не тыкали пальцами, говоря, что я помогла «Рускому». И ведь мы били во все колокола – и губернатора просили помочь, и президента. Но ощущение, что все одной ниточкой связаны. Я бы сейчас вообще депутатов распустила, пускай люди снова избирают. Думаю, половина из депутатов нынешнего Совета отсеется.
Александра Краева, живущего в Омске, глава района к себе вызвать не может. Но депутату приходится регулярно отбиваться от телефонных звонков «доброжелателей», убеждающих голосовать за Недальченко. Краев отправил по поводу давления на депутатов запрос в прокуратуру, но она не увидела в происходящем ничего особенного.
– Да труба вообще, – возмущается фермер Сергей Кучеренко. –Все село дружно не хочет Недальченко, а я депутат – представитель людей, не власти. Нужно, чтобы люди главу уважали! И ей говорю: «Ты куда лезешь-то? Ты сейчас поросятам хвосты обрезаешь в свинарнике, а тут совсем другая работа!» Отвечает: «Я научусь». Да нам работа нужна, а не учение. А какая работа, если депутаты воюют? Кое-как месяц назад врио главы утвердили – надо же документы кому-то подписывать. Мы еще двоих предлагали, оба с высшим образованием, оба село любят – Ольга Баглай и Максим Черевко, но нет – «будет тот, кого мы сказали». Мы ни один вопрос решить не можем: как что серьезное, так те пятеро не приходят, уже три или четыре раза проголосовать не могли. А если придут, то прямо с заседания бегут на автобус – с главой района советоваться, что дальше делать. Так, а зачем нас выбирали-то? Представляю, что на крупных выборах творится, если тут 10 человек договориться не могут. И у нас-то хоть деньги не крутят, мы бесплатно работаем, а там-то еще и бабло немереное!
СОБСТВЕННО, все, что остается Новоселью – провести прямые выборы, когда «подбирает» кандидатов не комиссия и избирает не Совет, а жители – большинством голосов. Но, по словам Краева, если заходит об этом разговор, пятерка единороссов и бюджетников начинает нервничать, уходит с заседания… И опять никакого решения принять невозможно.
И это понятно – не для того власть старательно превращала местное самоуправление в государственное, чтобы люди выбирали, кого хотели. Обновленная Конституция, правда, уверяет, что местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения. Но, как мы видим, нарушение основного Закона страны – вероятное вмешательство районной власти в процесс, оказание давления на сельских депутатов, о котором они говорят и пишут, – до сих пор не заинтересовало ни правоохранительные органы, ни губернатора – гаранта Конституции в регионе, ни президента – гаранта Конституции в стране.
Как считает заместитель председателя думского комитета по региональной политике и местному самоуправлению Михаил Матвеев, власти удобнее в качестве проводника непопулярных реформ иметь местные органы, ответственные не перед населением, а перед вышестоящим начальством, что фактически является аппаратом принуждения. Законопроект о сокращении местной системы управления уже внесли в Госдуму: полномочия глав сельских поселений хотят передать главам районов. По мнению Матвеева, это означает, что власть взялась за демонтаж местного самоуправления: «народ отстраняется от участия в управлении государством, все будут вершить подконтрольные Кремлю чиновники. Кажется, мы полным ходом движемся вперед к прошлому – к самодержавию.
Наталья ЯКОВЛЕВА.