Ассоциация грузового автомобильного транспорта «Грузавтотранс» предупредила о росте цен на услуги, в целом по отрасли они вырастут на 15−25%. Дорожает все, и топливо, и «расходники», и запасные части, да и зарплаты приходится поднимать. Дальнобойщики предлагают действенные меры по сдерживанию цен, но власти молчат, чиновникам явно не до того, они решают свои крысиные проблемы.
«Грузоперевозчики начали уведомлять своих клиентов о повышении цен на транспортные услуги на 15-25% в зависимости от направления. О таком намерении заявили свыше 80% компаний – членов организации, а также фирм, которые в нее не входят. Речь как о большегрузных, так и малотоннажных автомобилях», – заявил президент национальной ассоциации грузового автомобильного транспорта «Грузавтотранс» Владимир Матягин.
И дело не только в солярке. Например, масла подорожали на 25−50%, причем с пресловутым «импортозамещением» дело плохо. Да, есть аналогичные продукты от «Газпрома», «Роснефти» и «Лукойла», народ их хвалит. Если, конечно, это не подделки, а таковых тоже хватает. Однако все они создаются на базе импортных присадок, отечественная только основа, да и то не всегда. Поставки импортных материалов в Россию потихоньку перекрывают, а своего производства высокотехнологичных продуктов нет. Нефтяники предпочитают не вкладывать деньги в новые производства, а выводить средства из страны. «Лично я лью только импортное масло. С отечественным не связываюсь, лучше переплатить, чем угробить мотор. И так рисков хватает, соляра – полное г. но, понаставил дополнительных фильтров для очистки от воды и прочего кала, только этим и спасаюсь», – рассказывает владелец Renault Magnum Алексей.
Фильтры, прочие «расходники», естественно, – только импортные. Даже на КамАЗы стараются не брать российскую продукцию, так как на качестве сейчас безбожно «кроят», пытаясь снизить себестоимость. Да и число отечественных заводов продолжает сокращаться. Наклейка «Сделано в России» все чаше прилеплена поверх другой, с надписью «Made in P.R.C.».
Ситуация с шинами вообще плачевная, тут «импортозамещение» есть только по покрышкам для малотоннажных и среднетоннажных авто. Да и то их покупают лишь тогда, когда выбора нет. Дорого, да и качество не соответствует цене, лучше немного доплатить, но купить импорт.
По данным «Грузавтотранс», цена на «расходники» и технические жидкости выросла на 40−70% и выше, на автошины – на 45−60%. Плюс приходится проводить индексацию зарплат, причем работники требуют по реальной инфляции, а это где-то на уровне 25−30% годовых. А то народ банально разбежится, в отрасли явный кадровый голод, найти хорошего «дальнобойщика» проблема, да и простого водителя с опытом – тоже.
По статистике Международного союза автомобильного транспорта (IRU), по итогам 2021 года дефицит водителей в России вырастет до 24%. Отечественная статистика это подтверждает. Согласно данным ГИБДД, если в 2017 году около 260 тысяч лиц получили права, отличные от категории В, то в 2020 году таковых было всего 250 тысяч.
По данным рекрутинговой компании HeadHunter за 2020 год, в России доля водителей в возрасте 18-30 лет составляет всего 14%, 30-40 лет – 28%, 40-50 лет – 35%, 50-60 лет – 21%.
Открыть категорию «С», «D» или «CE» без взятки практически нереально, а «тарифы» постоянно растут. Инспекторы старательно «заваливают» будущих водителей на экзаменах по вождению, благо, тут полное раздолье для «самодеятельности». Плюс совершенно дурацкие и нелогичные билеты по ПДД, где часть правильных ответов взаимоисключающие. Как несложно догадаться, безопасности движения это не способствует.
Цены на автоперевозки можно быстро и эффективно снизить, для этого «Грузавтотранс» предлагает простые и действенные меры. Прежде всего, отменить акциз на топливо и запретить экспорт нефтепродуктов за рубеж. Чиновники тут же аж взвились, в Минэнерго заявили дескать, цены на топливо контролируем.
«Штаб Минэнерго по рынку нефтепродуктов держит на ежедневном контроле ситуацию с топливообеспечением всех регионов России и всех категорий потребителей. Принимаются меры, направленные на повышение поставок топлива на организованные биржевые торги, стабилизацию биржевых цен, а также повышение равномерности поставок на нефтебазы и сети АЗС ряда регионов», – отчитались едросы в своем репертуаре.
Между тем на Сахалине – в нефтедобывающем регионе! – цены на дизтопливо на момент написания данного материала превысили 60 рублей за литр.
И такая ситуация не только на далеком Сахалине. В Сибири, где тоже добывают нефть, с соляркой беда. В Ханты-Мансийске, где скважин вообще море, дизтопливо почему-то стоит 58 рублей. Соответственно, транспортная составляющая у всех товаров зашкаливает. Что вообще творится?
Плюс власти активнейшим образом разгоняют маховик инфляции. Проезд по платным дорогам с какого-то бодуна вырос на 15%, что вдвое выше фальшивого росстатовского показателя инфляции. На М-11 – почти на 100%! Есть и иные примеры. Более того, в 2022 году Минтранс собирается поднять тарифы на проезд еще вдвое, а кое-где и втрое!
Тарифы «Платона» пока повысили на 4%, но и тут у администраторов есть далеко идущие планы. По сути, дороги России делают нерентабельными для перевозчиков, данные деяния властей иначе, чем вредительством назвать невозможно. Экономическая активность душится на корню, так как автомагистрали – это кровеносные сосуды хозяйственной деятельности.
Иван РЫБИН.