– Где находится Омский гидроузел? – задал я нескольким омичам с улицы вопрос. И никто толком не ответил. Большинство указало верное направление – вниз по течению Иртыша, но указывали почемуто водоочистные на правом берегу.
Выездная оперативная группа «Красного Пути» не обнаружила ни одного указателя будущей строящейся плотины. Вроде как есть она у когото в мечтах, так пусть там же и остается. А ведь сразу после прихода к «губернаторству» А.Л. Бурков заявил чуть ли не в первом своем интервью, что гидроузел обязательно будет достроен.
Но когда?
Неподалеку от стройки века расположена нефтебаза, она стоит на самом краю правого берега Иртыша. За колючей проволокой там бегают сторожевые собаки, собаки же – главные сторожа и на гидроузле. Гидротехники утверждают, что падающий поток за несколько лет деформирует берег и дно реки, да так, что нефтяные емкости просто сползут в воду. А чуть ниже от базы в той же старице, где хранятся отходы нефтезавода, располагаются еще и золоотвалы ТЭЦ4.
Информация о том, что необходимы еще 500 миллионов рублей на укрепление правого берега ниже плотины, чтоб Иртыш в своих водах не понес на север песок и золу, давно гуляет по сети. А еще с правого берега хорошо видны разноцветные крыши дачных домиков садоводства «Здоровье», на которые наступает левобережная стройка. Кстати, через садоводческое товарищество легко можно проникнуть на территорию стройки. Не хочется обвинять садоводов – все-таки труженики, но почему-то нам кажется, что пользуются они вынужденным соседством, прихватывая со стройки песок и гравий. Им, впрочем, можно посочувствовать: если дачи и устоят при возведении гидроузла, то после пуска плотины собирать яблоки дачники будут с лодки. Согласно интернет-карте, садоводство находится на отметке 68 метров от уровня моря, а Иртыш здесь хотят поднять до 70 метров.
Разработкой проекта, по которому начиналось строительство гидроузла, занималась столичная компания «Мособлгидропроект», за свою работу она получила 336 миллионов рублей. Уже ясно, работа выполнена с недопустимо низким качеством. Сегодня проект нуждается в корректировке, причем не только из-за необходимости исправления серьезнейших ошибок, но и потому, что между этапами строительства произошел большой временной разрыв. На реке с плохой геологией нельзя долго стоять недостроенному объекту. За эти годы произошли размывы, подмыт судопропускной шлюз. Исправлений проекта не избежать, и это приведет к удорожанию объекта.
Возведение гидроузла возле села Красная Горка началось десять лет назад, и должно было завершиться в 2016 году, к 300-летию Омска. В 2012-м цена достройки Красногорского гидроузла составляла 10 миллиардов рублей. Все это время гидроузел находился в подвешенном состоянии – да, выделялись деньги, но оказывалось недостаточно. В 2014-м из-за банкротства генподрядчика НПО «Мостовик» строительство «заморозили», в 2018 году вроде как официально возобновили. В августе этого года вице-премьер правительства РФ Виктория Абрамченко пообещала омскому губернатору Александру Буркову поддержку. Сейчас степень готовности оценивается в 53%, на завершение всех работ по предварительным оценкам требуется еще 9,5 млрд рублей. Вопрос о выделении региону этих средств рассмотрит правительственная комиссия по бюджетным корректировкам.
Достраивать сооружение предполагается в два этапа. Первый предусматривает завершение строительства всех основных и второстепенных сооружений левого берега и судоходного шлюза, инженерных сетей и систем со сроками реализации данного проекта до 2024 года. Второй этап – строительство русловой низконапорной плотины и создание водохранилища.
– Поражает, что объект госзначения даже не огражден, – делится своим посещением замороженной стройки депутат Совета Новотроицкого сельского поселения Денис Воробьев (на снимке). – Свободный доступ, не уделяется должного внимания охране. Фактически она есть – возле одной из дорог фургончик с одним (!!!) охранником. Но есть другая дорога, которая никак не охраняется. Видимых движений на стройке века не наблюдается – наоборот, мы видели насыпную дорогу на территории, на которую, понятно, выделялись деньги, были отчеты. Но дорога буквально развалилась и заросла. В официальных бумагах указан год достройки плотины – 2024… Однако не видно не то что движения, шевеления строителей на объекте. Выделяются деньги на поддержание объекта в пристойном состоянии, но мы хотим задать вопрос: на что выделяются деньги? Нет элементарного забора, нет охраны, проходи на территорию без помех. А ведь деньги, которые здесь «вымываются», могли бы пойти в бюджеты сельских поселений – сейчас строительство одной дороги в наших деревнях превышает бюджет сельского поселения!?
Потери, начиная с 2013 года, составили что-то около 794,5 млн рублей. На поддержание Красногорского гидроузла в безопасном состоянии из областного бюджета уже выделялось 649,7 млн рублей, подсчитали аудиторы. Сельские бюджеты тут и близко не стоят.
Игорь ФЕДОРОВСКИЙ.
Фото Анатолия АЛЕХИНА.