Парадоксы Омска уже становятся фирменной карточкой региона. У нас есть метромост, но нет метро; у нас есть аэропорт «Федоровка», но там проходят полупрофессиональные автогонки; у нас есть гидроузел, но, кроме приличного зимнего клева, у него и плюсов никаких. Но это ладно, наследие прошлых времен. Но и в нынешних Омск не «стушевался».
Мы занимаем лидирующее место в Сибирском округе по обманутым дольщикам. Год прошел, как представитель президента РФ в СФО Сергей Меняйло отметил, что несмотря на все усилия количество проблемных домов не уменьшается, а губернатор Александр Бурков подчеркнул: проблему придется решать более длительное время, потому что нагрузка ложится исключительно на плечи региона и решать ее приходится по мере региональных возможностей, а они, увы, очень ограничены, поэтому для достройки некоторых домов федеральная поддержка имеет принципиальное значение.
Год прошел, и вот, на недавнем митинге обманутых дольщиков, представитель многоквартирного дома по улице Ватутина 29/2 Анна Гиз озадачила всех. Застройщик (ООО «Финансовостроительная компания «Застройщик») выполнил взятые на себя обязательства – в октябре 2018 года строительство дома было завершено. Дом стоит – хоть сейчас въезжай и обживайся. Но введения объекта в эксплуатацию не случилось. Муниципальное предприятие города Омска «Тепловая компания» отказалось подключать дом к тепловым сетям – нет, дескать, мощностей у котельной, снабжающей теплом микрорайон «Кристалл».
Как такое могло случиться, если с проектом дома все в порядке – есть все разрешения и допуски? Ведь согласно Градостроительному кодексу РФ, застройщик должен был представить все необходимые документы в орган местного самоуправления, в том числе и данные по сетям инженерной и технической направленности. И любой, кто хоть немного дружен с логикой, придет к выводу, что если разрешение на строительство было выдано, то технические возможности котельной соответствуют нормам. Более того, в соответствии со схемой теплоснабжения города на 2019 год, на официальном сайте администрации города http://admomsk.ru, указано,«с 2019 года увеличивается установленная тепловая мощность котельной 1.27 (это та, у которой нынче якобы мощности не хватает, и на дворе, кстати, десятый месяц 19го года) за счет планируемой установки дополнительного котла мощностью 9,46 Гкал/час. Дефицит тепловой мощности котельной отсутствует». А разрешение на строительство этого дома застройщику было выдано департаментом архитектуры и градостроительства 20.11.2015 года.
Тем не менее, представители «Тепловой компании» стоят на своем – ждите, когда будет разработана инвестиционная программа, а после мы сможем помочь – в… 2023 году. И в дополнение представляют справку, что при мощности в 17 с лишним Гкал они выдают потребителям аж 19! (Правда, три недели в году). А что до разрешения на строительство объекта, то это не печаль «Тепловой компании». Тем более что оное было выдано еще до того, как департамент имущественных отношений Омска передал котельную предприятию. А при передаче котельной, информация о перспективной нагрузке и ранее выданных «Октану» (бывшему владельцу) технических условиях предприятию не передавалась. А значит, в мэрии могли не знать о технических возможностях котельной.
Однако, судя по датам, разрешение на строительство было выдано после того, как котельная перешла в муниципальное ведение. Очевидно, что мощности котельной могли и должны были учитываться при планировании перспективных подключений.
К тому же застройщиком в июле этого года была заказана в Омской лаборатории судебной экспертизы Минюста России независимая экспертиза проверки мощностей котельной, которая показала, что котельная располагает мощностями для присоединения объекта к теплосети.
Нет смысла в деталях расписывать все перипетии борьбы дольщиков и застройщика с муниципальным предприятием. Скажем лишь, что в них столько нелепицы: ответы от МПТК, укрытие властями части схемы теплоснабжения и бездействие чиновников дают повод дольщикам полагать об их личной заинтересованности. Есть также у граждан вопросы по выделению средств, выделенных на приобретение котла стоимостью примерно 4 миллиона рублей, тот по своим габаритам несовместим с котельной…
Как заметил генподрядчик строительства дома по Ватутина, 29/2, Роман Мирончик, все техусловия были получены сразу на три очереди строительства минимикрорайона еще в 2013 году, и со сменой собственника котельной никаких проблем не было до момента подключения к тепловой сети. Два дома, кстати, сданы вовремя и в срок, третий тоже построен, но не сдан.
И сейчас мы наблюдаем редкое единение дольщиков и застройщика. Дольщики пишут во все инстанции. А администрация города Омска и минстрой области на аналогичные заявления дольщиков дают совершенно расхожие ответы. Из администрации: о том, что установка не запланирована, т.к. не определен источник финансирования. Из минстроя: о том, что в котельной уже есть четыре котла и больше не поместится (хотя фактически возможна замена котла, например). Специалисты НПО «Октан», кто строил эту котельную и продолжает их строить в других регионах, на запрос застройщика ответил, что замена котла в котельной на более мощный и соответствующий габаритам и техусловиям возможна. Реконструкция займет 80 дней и т.д.
Мэр города, в частности, отвечает, что «ничем не может помочь в данной ситуации, а может быть только наблюдателем», а на заседаниях рабочей группы в минстрое предложили самим поискать альтернативные варианты подключения. Но это потребует дополнительных финансовых затрат дольщиков (по словам застройщика – около 11 миллионов рублей) или переноса срока сдачи дома на два года…
До сих пор не ясно, в чем причина – в несгибаемой стойкости ли, капризе ли руководства муниципального предприятия. Впрочем, еще 16й президент США Авраам Линкольн, освободитель американских рабов и национальный герой американского народа говорил: «Кто хочет – ищет возможности, кто не хочет – ищет причину». Но особенно нелепо эта ситуация (готовый дом и обманутые дольщики) смотрится на фоне громких заявлений губернатора о готовности решать вопрос обманутых дольщиков всеми способами.
Евгений Павлов.