КПРФ

КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОМСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

ВКонтакте Одноклассники Facebook Youtube RSS

«Красный Путь» (№ 39): Кто же научит английскому?

01.10 16:54

Сколько чиновники ни усердствуют, принимая указы и подписывая приказы, устраивая дискуссии и произнося красивые речи о необходимости поднять престиж профессии «педагог», а воз застрял и ни тпру, ни ну.

Да и с чего бы ему сдвинуться? Статистика подтверждает: ситуация в регионах критическая и в ближайшее время, если судить по государственной политике в образовании, вряд ли резко изменится. Сразу замечу, что такую важную составляющую этой профессии, как призвание, оставим в стороне. В сегодняшней России, увы, главное не призвание, а материальный достаток, а часто и просто выживаемость. Абитуриенты, выбирая педагогический вуз, зачастую руководствуются принципом: это самое доступное высшее образование. Все проблемы откладывают на потом, а после вуза их не устраивает ни маленькая зарплата, ни бесперспективность в карьере.

Как результат – в Омской области, например, в 2019 году потребность в педагогических кадрах составляет более 1000 человек, и это несмотря на большое ежегодное количество выпускников с дипломами педагога. Накануне учебного года наше оптимистически глядящее в будущее министерство образования сообщило, что в систему пришли работать 675 молодых специалистов, и ожидается, что эта цифра будет больше, после подведения итогов 15 октября. Кадры распределились так: 339 человек трудоустроилось в городские школы и 336 – в сельские. При этом не прозвучало комментария: а сколько же еще учителей не хватает для нормального учебного процесса.

На сайте департамента образования значится более 500 вакансий. Не хватает более 100 преподавателей иностранного языка. И это притом, что с 2022 года ЕГЭ по этому предмету станет обязательным! Списки бесконечные: 58 вакансий в начальных классах, 34 вакансии для математиков, 48 – русский и литература и так далее. Как призывы «SOS» выглядят перечни вакансий на официальном сайте государственной службы занятости: здесь высвечиваются проблемы конкретных школ. Например, школа №162 ждет учителей русского и литературы, начальных классов, физической культуры и трудового обучения; а в школе №114 нет трех предметников. На сайте «Зарплата.ру» не закрыты вакансии: в Ключевской школе – биология, английский, физическая культура, технология; в школе №110 – начальные классы, английский и немецкий языки; в школе №91 – начальные классы, физика и астрономия, математика, иностранный, история и обществознание.

На сайтах есть и подробности, которые наглядно объясняют, почему пустуют учительские ставки: к примеру, в школу №44 требуются (по 22 сентября включительно) семь учителей-предметников и дворник, и у всех базовая ставка 12972 рубля! То есть, разницы в оплате труда дворника и учителя нет! При этом чиновники сразу скажут, что учителю положены стимулирующие выплаты, размер и критерии которых устанавливаются в документах учебного учреждения. А еще надбавки за педагогический стаж, почетные звания, методические разработки и научные работы, профессиональные блоги и видеоаккаунты и т.д.

Заместитель министра образования Омской области Лариса Жукова озвучила среднюю зарплату омских учителей – 29100 рублей.

– Заработная плата регулируется указами президента, Омская область обеспечивает их. Деньги на зарплаты 100% заложены в бюджете, – уточнила она. – Молодой педагог будет получать, конечно, меньше 29,1 тысячи рублей. Но им выплачивается выравнивающая зарплата.

Почему же молодые учителя, не продержавшись и года, нередко увольняются, если все так радужно? Центр профессиональной адаптации и трудоустройства выпускников Омского государственного педагогического университета провел анализ, опросив своих питомцев. Эта статистика говорит, что зарплата молодого педагога составляет 15 тысяч рублей.

Чтобы получать 20 тысяч, сегодня учитель с 25-летним стажем имеет нагрузку 36 часов в неделю. Молодому учителю такая нагрузка не под силу – у него нет наработанных планов уроков, ему требуется больше времени на подготовку. И когда же ему работать с классом, искать подход к каждому ученику? И это только часть проблем, с которыми сталкивается начинающий педагог (обозначить все газетной статьи не хватит). Поэтому, как сообщил СМИ директор названного центра Константин Чуркин, 15-17% молодых учителей уезжают в Москву, Питер, на Север, в Краснодарский край, чтобы там работать в школе.

Интересно, что такой же факт подтверждают накануне Дня учителя и специалисты омских школ искусств. «Размер заработной платы, которую получают молодые преподаватели, я даже побоюсь называть. Мы с трудом их приглашаем и удерживаем у себя. Это очень трудно, потому что сейчас молодежь по сложившейся традиции постоянно уезжает из Омска», – сообщил на пресс-конференции Владимир Аксаментов, директор школы искусств №6.

О чем говорят эти факты? О провале национального проекта «Образование». Кстати, этот факт подтвердили депутаты Госдумы. В июне Комитет по бюджету и налогам раскритиковал реализацию правительством нацпроектов, было отмечено, что уровень исполнения нацпроекта «Образование» – 15,8%.

С одной стороны, в обществе декларируется и признается высокая социальная значимость педагогического труда, с другой наблюдается снижение социального статуса и престижа профессии. В январе на сайте Общественной палаты РФ прошел опрос, посвященный статусу педагога в современном обществе. Участвовали около 2 000 человек из разных регионов России. Оказалось, более 70% россиян считают престиж профессии учителя низким. 26% респондентов оценили его как средний и только 3% как высокий. При этом 80% опрошенных считают, что престиж профессии учителя снижается. Вне этой тенденции только Москва, где педагоги получают по 100 тысяч и более.

 

Татьяна ЖУРАВОК.