КПРФ

КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОМСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

ВКонтакте Одноклассники Телеграм: Газета Красный Путь Youtube Обком-ТВ RSS

"Красный Путь", № 35: Городское – значит ничьё?

03.09 09:41

Мы, корреспондент «Красного Пути» вместе с помощниками депутата Законодательного Собрания Владимиром Быковым и Владимиром Бельченко, проехали по окраинным улицам Нефтяников. Нас интересовало состояние зеленых насаждений во дворах и в лесополосах, которые высаживались, чтобы защитить жилые кварталы от выбросов предприятий Северо-Западной промзоны. Поводом для рейда был недавний информационный конфликт вокруг вырубки более чем 420 деревьев и несколько сотен кустарников в процессе «благоустройства» аллеи в границах улиц Энергетиков и Химиков. Там взамен было обещано высадить по 70 штук пирамидальных тополей и лип, уложить тротуарную плитку и поставить лавочки.

Дело в том, что Нефтяники строились с учетом неизбежного вреда для экологии из-за выбросов в атмосферу промышленных предприятий. Поэтому в проект были заложены большие участки зеленых зон, которые должны частично компенсировать негативное воздействие промышленных выбросов на людей. Если посмотреть на карту, то можно увидеть вдоль большинства улиц широкие лесополосы. Дома почти нигде не примыкают непосредственно к проезжей части, между ними и дорогой – несколько десятков метров зеленых насаждений. Широкими аллеями разделены в Нефтяниках и «блоки» жилых домов, объединенных общими дворами. Именно такую «разделительную» аллею и «благоустроили» на улице Энергетиков.

К сожалению, за последние 30 лет большая часть этих зеленых зон деградировала. Много сухостоя. Постепенно исчезает видовое разнообразие, территорию заполоняют наиболее живучие клен и ясень. Старые гнилые тополя регулярно обваливаются, хорошо, если не на людей и машины.

Есть и еще одна проблема. Эти участки лесных насаждений находятся на так называемых «неразграниченных» территориях. Нет конкретных ответственных за их состояние. Они находятся слишком далеко от жилых домов, и городская администрация не требует выполнять уход за ними управляющие компании. Не входят участки в зону ответственности дорожной службы – слишком далеко от проезжей части. В итоге заросли захламляются, превращаясь в цепь несанкционированных свалок.

Хитрые сотрудники УК зачастую свозят «в посадки» мусор после субботников и растительные остатки после кронирования и сноса сухих деревьев во дворах, так как региональный оператор «Магнит» требует за вывоз растительных остатков дополнительную плату, не считая, что этот мусор относится к «твердым бытовым отходам». В итоге «зеленые зоны» превращаются в прибежище всевозможных асоциальных элементов, хотя раньше были местом отдыха горожан.

Теоретически ответственность за состояние таких участков «неразграниченной» земли лежит на городской администрации. Но у нас нет постоянно действующей городской службы, которая следила бы за такими территориями. В советские времена в Омске существовала такая организация, как «Зеленстрой». В ее обязанности входили посадки деревьев не только в парках и скверах, но и просто на улицах города и во дворах. И, что самое главное, уход за уже имеющимися зелеными массивами: вырубка сухостоя «сорных» деревьев и кустарников, подсадка деревьев более ценных и долгоживущих пород и так далее. В зону ответственности «Зеленстроя» входили не только «парадные» парки в центре города, но и «зеленый щит», лесополосы, защищавшие город от суховеев из степи и загрязненного выбросами ветров со стороны промзон.

В годы «капиталистической оптимизации» «Зеленстрой» перестал существовать, и «городские леса» остались без ухода.

Муниципальное управление дорожного хозяйства упорно «кронирует», буквально «брея под корень», превращая в сухие столбы, деревья вдоль магистралей и вообще ничего не делает на территории межквартальных проездов или в зеленых массивах, не носящих официальный статус «сквера».

На смену постоянной ответственности за состояние городских территорий пришел «проектный» принцип. Это означает, что время от времени выбирается какой-то участок деградировавшей «зеленой зоны», на котором вырубается все подряд. Хотя при рациональном подходе можно бы было сохранить взрослые здоровые деревья более долгоживущих пород, чем тополя и клены. Например, вязы (карагачи), которые массово высаживались в лесополосах, даже в условиях города живут по 200 и более лет. Но рубят и их. Рубят яблони, который легко превратить в живую изгородь. Выбирается в общем самый «удобный» путь для «освоения» средств. Кстати, на «благоустройство» аллеи на улице Энергетиков планировалось истратить 45 миллионов рублей.

Получается замощенная тротуарной плиткой площадка, окруженная хилыми саженцами, которые смогут выполнять функции защиты лишь через десять, а то и более лет. Причем уход за территорией реализованного «проекта», как правило, осуществляется лишь первые два-три года, а затем она начинает снова захламляться. Ведь службы, ответственной за состояние таких зон, в городе нет. Большое счастье, если эти функции берут на себя управляющие компании соседних домов или владельцы соседних коммерческих объектов.

Кстати, во время рейда мы нашли чрезвычайно показательную иллюстрацию разницы отношения к зеленым зонам у управляющих компаний и городской администрации. Около торца дома №16 по улице Заозерной (того, в котором находится детская библиотека) растут аккуратные кустарники, затем – полоса ухоженного ровного газона. Однако на расстоянии шести метров от стены дома газон заканчивается и начинаются заросли репейника и борщевика вдоль тротуара. Почему так? Да потому, что в зону ответственности УК входят те самые шесть метров. Сотрудники ее выкашивают сорняки, жители дома ухаживают за цветущими по весне кустами. А вот тротуар проходит по «ничейной», муниципальной земле. И компании нет дела до того, чтобы его обочины выглядели пристойно.

И это – беда не только Нефтяников. Такая ситуация в Омске повсеместно.

Евгения ЛИФАНТЬЕВА.

Фото автора.