Депутат Законодательного собрания Константин Ткачев встретился с жителями села Пушкино. Тема встречи – жалобы людей на перебои подачи воды.
Проблемы начались с конца мая. В колонках и кранах вода то есть, то нет. Если и течет, то тоненькой струйкой. Напора не хватает, чтобы поднять ее на вторые этажи, поэтому в селе закрыли садик. (По санитарным нормам, дети должны иметь возможность помыть руки). Летний лагерь при школе работает, туда наладили подвоз воды машиной. Организован подвоз питьевой воды из города для населения, но его график постоянно нарушается. Из-за нехватки воды у многих «погорели» огороды, кое-кто избавился от домашней птицы, которую просто нечем поить.
Самое парадоксальное состоит в том, что Пушкино – не безводное степное село у границы с Казахстаном, а один из престижных пригородных поселков. В последнее десятилетие тут идет массовая коттеджная застройка. Селятся люди далеко не бедные. Но и они оказались заложниками «сельской реальности». Поговаривают, что многие из владельцев коттеджей, построивших на своих участках бассейны, сейчас используют набранную в них воду для полива и для… смыва туалетов. Вот так. Мечтали нежиться на свежем воздухе у личного бассейна, любуясь на сосновый бор, а теперь таскают воду ведерками, чтобы смыть за собой.
Константин Ткачев считает, что «водяная» проблема Пушкина – это всего лишь одно из проявлений наступившего системного кризиса сельского коммунального хозяйства. В этом его поддерживает депутат Совета Омского района Татьяна Лукина:
- Сложившаяся ситуация – следствие многих лет бессистемного, неумного развития пригородов. В Пушкино была выделена земля под строительство коттеджей. Раз глава поселения дал разрешение на застройку, то он автоматически дал разрешение на подключение ко всем поселковым коммуникациям. А водопроводная сеть старая, большая часть труб не менялась с советских времен. Распределительная водопроводная сеть – собственность сельского поселения, но передается в оперативное управления частным фирмам. До 2012 года это была «СТК-Групп». Обанкротилась. Затем – «ГидроСети». В настоящий момент находится в состоянии банкротства. Сейчас водопровод обслуживает новая фирма – «Гидро-Сервис». Причем руководители и работники всех трех компаний – одни и те же люди, меняются только вывески. У поселения нет средств на реконструкцию водопроводных сетей. В 2014 году из районного бюджета было выделено 10 миллионов, их осваивали в течение 2014, 2015 и 2016 годов. Переложили 2800 метров магистрального водопровода по улице Ленина. А вот все ответвления по-прежнему предельно изношены. Работники «Гидро-Сервиса» боятся увеличивать давление, так как это гарантированно приведет к порывам.
По мнению Татьяны Лукиной, примерно такая же тупиковая ситуация - приближение к критической точке исчерпания ресурса - и в газораспределительной сети. Нынешней зимой в морозы уже были случаи, когда из-за увеличения разбора газа резко падало давления и в некоторых домах просто отключались котлы.
О ситуации в Пушкино знают и на районном, и на областном уровне. Константин Ткачев – не единственный депутат Законодательно собрания, обративший внимание на «водяную» проблему в селе. На недавно состоявшемся заседании Совета Омского района выступал депутат-единоросс Анатолий Беззубцев. Правда, он лишь сообщил, что тема коммунальных сетей развивающихся пригородных поселений уже «озвучена» на областном уровне. Чтобы новые коттеджные поселки имели устойчивое снабжение водой и газом, нужно дополнительные вложения, так как бюджеты поселений не могут обеспечить развитие коммунальной инфраструктуры.
- Похоже, дело идет к тому, что жителей пригородов правдами или неправдами будут заставлять вкладываться в развитие сетей, - считает Татьяна Лукина. – В Магистральном поселке уже принято положение о «самообложении» населения. Это может стать модным. Конечно, по-хорошему, нужно, чтобы в коттеджный поселок в Пушкино шла отдельная водопроводная магистраль. Но покупателям земли и застройщикам обещали «наличие сетей», и они вправе требовать выполнения обещаний.
С другой стороны, принцип «самообложения» приведет к еще большему социальному расслоению на селе. Одни – обители коттеджей - будут иметь «городские» удобства, другие – не иметь даже права подключиться к общим сетям, так как как не вкладывались в их развитие.
Евгения Лифантьева.