В кризисные времена локомотивами развития территории могут стать крупные инфраструктурные проекты. И недавно омский губернатор Александр Бурков сделал два важных заявления на эту тему.
ВО-ПЕРВЫХ, в ходе видеоконференции с участием вице-премьера российского правительства Марата Хуснуллина глава региона предложил продолжить строительство авиаузла в Федоровке. Основной аргумент – действующий аэропорт, расположенный в черте Омска, представляет серьезную опасность для города. Если что случится, «никакого кукурузного поля рядом нет».
Второе заявление Александра Буркова прозвучало на встрече с главами Нововаршавского и Одесского районов, посвященной инвестиционной деятельности. Губернатор посоветовал руководителям на местах не стесняться инвестпроектов федерального и даже мирового уровня. И причислил к таковым создание инфраструктуры для использования в качестве транспортной артерии Иртыша. Водным путем можно будет вывозить сельхозпродукцию как в южном направлении, так и доставлять ее Северным морским путем в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. И это, мол, станет нашим большим конкурентным преимуществом.
Что касается темы Федоровки, то это напоминает уже заезженную пластинку. Началось все в эпоху Леонида Полежаева, когда реанимацией советского недостроя занимался «Мостовик» Олега Шишова. Эпопея длилась достаточно долго. В конце концов, была построена взлетно-посадочная полоса, ряд зданий и сооружений, причем в постсоветский период финансирование в основном шло из областного бюджета. Федеральная казна выделила только 40 млн рублей на закупку инертных материалов.
Под этот проект даже учредили ОАО «Омский аэропорт Федоровка». Доля области в нем составила 49 процентов, 51 процент достался «Мостовику». Предполагалось, что вскоре появятся и другие инвесторы, и было всенародно объявлено, что к трехсотлетию Омска мы точно полетим из нового аэропорта. Ну, а потом все заглохло.
При следующем губернаторе Викторе Назарове закупленные инертные материалы потихоньку вывезли и перепродали для использования в строительстве Южного обхода, а замороженный комплекс подвергся тотальному разграблению. Вывозились аэродромные плиты, вырезались на металлолом несущие балки зданий, чугунные трубы водовода, кабели и т.д.
Однако же при Назарове идея Федоровки вновь возродилась, как Феникс из пепла. Заказали экспертизу проекта специалистам ВЭБ, и они за несколько десятков миллионов рублей нарисовали очередной бизнес-план. Снова начались поиски инвесторов, а долю обанкротившегося «Мостовика» в акционерном обществе тем временем выкупила корпорация, созданная владельцами радиозавода «Релеро». На этом опять все замерло.
А сегодня мы видим, что многострадальный проект, принесший Омской области колоссальные убытки, пытается продвинуть уже администрация Александра Буркова. Под тем предлогом, что аэропорт Омск-Центральный якобы представляет опасность для города. Хотя каких-либо оснований усомниться в том, что Центральный не соответствует требованиям безопасности, никогда не было. Так почему же, спрашивается, команды трех губернаторов на протяжении 30 лет упорно пытаются вынести аэропорт далеко за город, в весьма неудобное для омичей место? На мой взгляд, причина только одна. Когда чиновники идут на посадку в самолет и видят огромное незастроенное поле, у них начинает сосать под ложечкой и потеют руки. А в головах вертятся «лимоны» и «ярды», приземлившиеся в офшорах или складированные под «матрасами».
Помнится, в бытность Назарова один из вице-губернаторов, отставной чекист, отвечавший в правительстве за привлечение инвестиций, что называется, на пальцах объяснил мне суть чиновничьей экономики строительства Федоровки. Когда я начал приводить аргументы «против» (далеко будет ездить, полоса там не так построена, городок придется возводить заново, тянуть коммуникации и т.д.), он перебил: «Ничего ты не понимаешь. Смотри, строительство новой полосы обойдется в три миллиарда, за шесть мы поставим новый аэродромный комплекс. А землю под Центральным продадим за 18 миллиардов. И разница в девять миллиардов будет наша». Что конкретно подразумевалось под словом «наша», чиновник не расшифровал, но догадаться не трудно.
НИКТО не спорит, действующий аэропорт является фактором, в какой-то мере сдерживающим развитие мегаполиса. Но это вовсе не значит, что отсутствует альтернатива «Федоровке». В Омске есть второй действующий аэропорт «Северный», принадлежащий министерству обороны РФ. Да, там требуется реконструкция, но, как однажды публично признал другой вице-губернатор, чекист, прикомандированный к правительству, генерал Игорь Бондарев, она обошлась бы на порядок дешевле строительства «Федоровки». Между прочим, оценка была достаточно объективная. Однако далее генерал тогда заявил, что строить нужно… все равно «Федоровку».
Логика здесь явно хромает, но, возможно, свет на очевидное противоречие задним числом проливает тот факт, что сегодня Игорь Бондарев является заместителем генерального директора по привлечению инвестиций радиозавода им. Попова, владельцам которого принадлежит и контрольный пакет акций ОАО «Омский аэропорт «Федоровка».
А вот почему Александр Бурков тратит столько усилий на продвижение этого токсичного проекта, сказать сложно. Одна из версий – отсутствие опыта и недостаточный профессионализм его экономических советников. Ведь сам глава региона не может быть экспертом во всех вопросах. Хотя в том же бизнес-плане ВЭБа некоторые вещи бросаются в глаза сразу. Стоимость «Федоровки» в нем уходит к 30 млрд рублей, а по каким-то заложенным в проект параметрам он даже проигрывает «Центральному». Например, бизнес-план предполагает там площадку для отстоя 14 самолетов, а площадка действующего аэропорта позволяет разместить порядка 30.
Выход «Федоровки» на окупаемость эксперты ВЭБа видели при достижении пассажиропотока от трех миллионов в год, тогда как у нас он колеблется вокруг отметки в миллион. То чуть падает, то немного возрастает. А сейчас и вовсе летит в тартарары. Понятно, что никакой инвестор не захочет на протяжении многих лет терпеть убытки, а потому проект предполагал, что до достижения окупаемости областной бюджет будет возмещать концессионеру разницу между доходами от реального пассажиропотока и гипотетического трехмиллионного. Из какой, спрашивается, кубышки?
Вторая версия – менее вероятная, но, пожалуй, тоже имеет право на жизнь: у отобранного по принципам меритократии администрацией президента РФ Александра Буркова, видимо, сложились с бывшим замом Игорем Бондаревым какие-то свои, особые отношения.
Между тем, ранее, при Назарове, шли реальные и совершенно конкретные переговоры с министерством обороны по поводу реконструкции аэропорта «Северный», и оно готово было выделить на это 12 млрд рублей. Но данный проект не стали продвигать, причем в публичном поле не прозвучало никаких аргументов относительно причин, по которым его отвергли. Причина, полагаю, была только одна – там не просматривалась «эффективная» криминальная рента для омских местечковых переговорщиков.
А ведь вариант с «Северным» потенциально имел сразу трех выгодоприобретателей. Во-первых, это военные, поскольку в Омске базируется десантная бригада с авиапарком. Во-вторых, объединение «Полет», которому необходимо доставлять на Дальний Восток ракету «Ангара». И, в-третьих, конечно же, город, который получил бы со всех точек зрения идеально расположенную воздушную гавань. К тому же, по оценке генерала Бондарева, обошлась бы она на порядок дешевле «Федоровки». И тогда действительно можно было бы застраивать территорию «Центрального»…
А ВОТ ВТОРОЙ ПРОЕКТ, связанный с возрождением инфраструктуры на Иртыше, использованием для перевозки сельхозпродукции Северного морского пути, углублением русла реки, который пытается продвигать Александр Бурков, напоминает воздушные замки. Хотя деньги из областной казны в учрежденную для воплощения грандиозного замысла логистическую компанию «Зерно Сибири» загнаны вполне реальные – 285 млн рублей. На что пошли деньги налогоплательщиков?
Первые результаты деятельности созданного акционерного общества: аренда шикарного офиса, зарплата пяти штатных сотрудников на уровне министров областного правительства и дебиторская задолженность, втрое превышающая выручку.
Естественно, после обнародования таких «успехов» разразился скандал. Генерального директора отправили в отставку, назначили нового. Хотя основная-то проблема заключается вовсе не в личности руководителя, ибо сам проект изначально не имеет экономического смысла. Ну, не нужен омским аграриям монополист на рынке закупки и перевозки зерна. Этот рынок давно устоялся, на нем работают серьезные игроки. Есть автомобильный транспорт, есть железнодорожный маршрут через Казахстан до Китая, есть незамерзающий порт в Новороссийске – все купят и вывезут моментально. Установить здесь монополию не получится даже с помощью продразверстки. Лишенные экономической целесообразности проекты просто не могут быть успешными. Не хочу предсказывать, но перспективы «Зерна Сибири» тоже выглядят небезоблачно.
Вместе с тем, совершенно очевидно, что масштабные проекты, способные дать толчок развитию территории, действительно региону необходимы. В период кризиса это особенно актуально. И нельзя не отметить, что из уст губернатора Александра Буркова на сей счет прозвучали другие, очень разумные и очень своевременные предложения, которые можно и нужно реализовывать.
Это, например, проект по строительству Северного обхода. Он очень важен. Федеральная трасса сразу станет на несколько десятков километров короче. Появление кольцевой дороги вокруг мегаполиса благоприятно отразится на его экологии. Плюс заказы для стройиндустрии, дополнительные рабочие места и так далее.
ЕЩЕ ОДИН озвученный губернатором проект связан с программой Ростеха по строительству мусоросжигающих заводов. Всего их планируется построить 35 штук, в разных городах. С использованием плазменной технологии, не образующей диоксинов. В результате после сжигания мусора остается незначительное количество отходов, для захоронения которых требуется небольшой по объему полигон. В Швеции, например, уже сожгли все свои свалки и теперь закупают отходы в Европе, вырабатывая из них тепло и электроэнергию.
Помимо решения мусорной проблемы, строительство такого завода на площадке ТЭЦ-4 позволит использовать отходящие газы и отказаться от высокозольных углей. Это действительно великолепный, экономически целесообразный проект. Да, он не простой, придется как-то договариваться с семьей Ковальчуков, владеющей угольным разрезом, поставляющей продукцию в Омск, находить точки соприкосновения с Сечиным – собственником ТЭЦ-4. Но это, безусловно, нужно и выгодно городу, а главное нам, омичам.
А если добавить сюда еще и реконструкцию аэропорта «Северный», то получится мощная программа, реализация которой на самом деле может оказать благотворное влияние на социально-экономическое развитие региона.
Сергей МИЗЯ, директор ООО «Коминформ»,
председатель Комитета Омской торгово-промышленной палаты по безопасности предпринимательской деятельности.