Выступление Председателя ЦК КПРФ, руководителя фракции КПРФ Г.А. Зюганова
на закрытии весенней сессии Государственной думы 23 июля
— Уважаемые депутаты, товарищи! В этот день в 1991 году «Советская Россия» опубликовала «Слово к народу». Его подписали командующие сухопутной армией и внутренними войсками, два выдающихся писателя Бондарев и Распутин, два самых авторитетных человека среди промышленников и аграриев Стародубцев и Тизяков, а также певица Зыкина и два ведущих журналиста Чикин и Проханов. Мне казалось, страна услышит, потому что речь шла о том, что она уже продана и американцы, церэушники захватили средства массовой информации и пытаются её поделить на части. К сожалению, тогда не услышали, и все беды, которые мы сегодня испытываем, растут оттуда.
Мне было очень приятно услышать недавно, когда президент Путин сказал: «Мы рассчитывали на то, что примут нас партнёрами, а мы оказались клиентами, и более того, нам объявили войну на истребление Русского мира». Противоречие носит геополитический характер, это очевидно, ибо на нашем материке треть главных стратегических ресурсов, и пока они нас не раздробят и не «припаркуют» к себе эти ресурсы, ни Европа, ни натовцы не успокоятся.
Мы это осознали, и весь вопрос в том, как мы на это отреагируем. Надо отдать должное, что президент Путин, меняя свою стратегию от борьбы с террористами и укрепления государственности, нашёл главное звено. Речь идёт о суверенитете на основе самодостаточности.
И в этом отношении мы не только поддерживали, мы подготовили и Программу Победы, и целый пакет законов, начиная от борьбы с нерегулируемой миграцией, борьбы за многодетную семью, за классное образование и науку, за освоение новейших технологий и продовольственную безопасность. Вы это слышали в течение последнего времени. Мы вносили, отстаивали и надеялись, что и «Единая Россия» поддержит эту точку зрения.
Когда мы встречали Новый год, у меня, честно говоря, было хорошее настроение, потому что наконец президент официально сказал: страна с капитализмом зашла в тупик, надо оттуда выруливать, надо всё сделать, чтобы не повторять политику, которая проводилась до 2022 года, и надо победить на фронте, сплачиваясь, осваивая новые технологии. Ну кто против? Мы все вместе с вами «за». И под это мы подготовили всё, что необходимо.
Я благодарю свою команду, начиная от Мельникова, Кашина, Афонина, Новикова, Коломейцева, Останиной, Савицкой, Харитонова. Мы работали на реализацию этой программы.
Что вдохновляло в начале года? Темпы. Удалось уберечь 4,3 процента роста экономики. В последнее полугодие прошлого года было почти 5 процентов. И если бы поддержали нашу программу и бюджет развития, уверяю вас, мы бы справились с тем, чтобы и в этом году иметь соответствующие темпы.
К сожалению, всё складывается довольно драматично. И я хочу, чтобы вы внимательно выслушали, потому что для нас и для вас это будет своего рода домашнее задание, но на следующую сессию. Мы должны прекрасно понимать, что, не выйдя на мировые темпы и по-прежнему отставая, мы не в состоянии удержать никакую победу. Вот это каждый должен зарубить себе на носу. С 4,3 процента мы уже сползли до одного. Меня это крайне беспокоит.
Берём финансово-экономическую политику. Она подрубила нас в этом полугодии. Подрубили те, кто, собственно говоря, отвечает за неё и кто между собой даже не договорился, как решать эти проблемы. Просмотрел все последние выступления финансово-экономического блока от питерского форума до последней пресс-конференции Набиуллиной.
Решетников: «У нас рецессия». Ну если ты министр, а у тебя рецессия, то давай предложения. Но мы их не слышим.
Силуанов: «Охлаждение экономики». Ну более идиотское заявление трудно сделать. Министерство финансов должно не охлаждать экономику, а вкладывать деньги, чтобы она выходила на те показатели, которых требует президент.
Орешкин: «Мы упёрлись в потолок». В какой потолок ты упёрся и куда ты упёрся? У тебя средние темпы за 34 года — 1 процент. Мы выросли на 37 процентов за 34 года, американцы удвоили, китайцы в 13 раз вырастили экономику, индусы — в 8 раз.
Набиуллина: «Ключевая ставка — 20 процентов». Она знает, она грамотный человек, что у нас рентабельность составляет 8—10 процентов, а вы предлагаете мне брать кредиты под 25 процентов! Вот сейчас она процент скинула, ещё два, может, скинет, но, посмотрите, все банки накинули. Как было, что за 25 процентов кредит не возьмёшь, так и теперь не возьмёшь. В результате вся экономика оказалась обезвоженной: нет денег ни у строителей, ни у сельхозмашиностроителей, ни у аграриев.
Кашин предложил кучу великолепных законов. И что ему дали? 1,3 процента от расходной части бюджета. Для того чтобы было хорошее обеспечение и страна выживала, надо тратить 15 процентов.
Мы внесли законы по регулированию миграции и опыт белорусский обобщили, но вы же ничего не приняли. Ни одна статья, которая позволяет стране успешно развиваться, не реализуется.
Хочу, чтобы «Единая Россия» услышала.
Продолжительность жизни. Мы сползли к 1964 году, мужик в среднем живёт 65 лет, в 65 лет уходит на пенсию. Что это означает? Он платит оброк вам, эта пенсия не достаётся даже его детям и престарелой жене.
Если взять роботы, то их у нас на 10 тысяч работающих меньше 20. У ведущих стран — по 500—600, у некоторых до тысячи. И вы туда ничего не вкладываете, сейчас опять обещают, что будут урезать в следующем сезоне.
Станки. Производили 200 тысяч станков, всем странам мира продавали, свалили до 5 тысяч, сейчас добавили 11 с половиной тысяч. Но это капля в море на огромную промышленность.
О продовольственной безопасности я уже сказал.
Что касается технологической, высокой продукции, то мы производим 1,3 процента на мировом рынке, а экспортируем 0,3.
По поводу инвестиций в экономику знаний. Ничего не добиться, если вы не будете вкладывать в мозги, в волю, в политику — ничего, ведь дураки не решают сложные проблемы. Что у нас? Я смотрел, на 18 процентов еле выполнили. Все в мире знают: чтобы страна была передовой, надо 25 процентов. Почему мы в 1950 году преодолели все последствия войны? Потому что каждый пятый рубль вкладывался в науку и в образование, в мозги вкладывался. Потому и улетели в космос.
Мы так и ничего не прибавили. Сколько бился и Мельников, и целая команда, нам оставил наследство это Алфёров, потрясающее наследство. И если посмотреть в целом, как складывается в мире, то Европа — 30 процентов, американцы — 40 процентов. Я открываю инженерные профессии: математика, физика, программирование. На 300 тысяч рублей вздули цену за год обучения — 800—900 тысяч. Вы сразу отрезали у восьми из десяти талантливых ребят возможность поступить в эти вузы. А математики рождаются не у богатых, совсем не у богатых. Там мозгами надо работать с первого класса. И сидим, молчим на эту тему.
Основная причина — тупик, так как эта финансово-экономическая модель не может работать, она работает на олигархат. Посмотрите, 300 миллиардов долларов там грохнули, они застряли, и ещё 400 миллиардов вы отложили. 688 миллиардов заморозили, которые надо было вкладывать в производство, в современные технологии, в науку, в здоровье, тогда будет что-то. Глянул: 25 миллиардов хапнули дополнительно наши олигархи. Я бы на месте Путина их пригласил и сказал: «25 процентов мне на СВО — и тогда будем побеждать». Все положат. Надо принимать это решение. Они не хотят в этом участвовать.
Что касается морально-политического климата. Зачем вам понадобилось громить местные Советы, зачем? Это самое преступное решение в этом сезоне. Зачем полезли на «Спасе» с этой кляузой, когда надо собирать людей? Ведь сидели у нас на параде те, кто носит партийные билеты в кармане. Сейчас полетим в Китай праздновать вместе 80-летие. Вот наши в КНДР поедут, посмотрят.
От нас гонят тех союзников, которые к нам приехали на международный форум, и все, 91 страна, 164 делегации, все проголосовали поддержать нас в этом отношении.
Мы отправили 140 конвоев и продолжаем отправлять. Вот сейчас 100 мотоциклов и машин отправим в ближайшее время.
Но надо принимать решения.
Я вас упрашивал, уговаривал, все согласились, народ просит: давайте вернём Сталинграду его гордое и подлинное имя. Почему во Франции решили отменить эти названия? Они в 150 населённых пунктах назвали именем «Сталинград» кто улицу, кто бульвар, потому что три немецкие дивизии, которые маршем вошли в Париж, все полегли под Сталинградом или в плен попали. Поэтому назвали. Если мы сами будем уважать свою историю, то будет всё в порядке.
Нам придётся бороться с «пятой колонной». Если бы Сталин эту «пятую колонну», начиная от Бухарина, Пятакова и Рыкова и до Троцкого, не разгромил, то никакой победы в 1945 году не было бы и страны бы не было. Вот сейчас нам придётся бороться с «пятой колонной» за новый финансово-экономический курс и за победу.
За победу мы будем бороться до конца!