Жили они в тесных и сырых казармах с общими нарами или в маленьких каморках, напоминающих тюремные камеры. Работали от зари до зари в темных и душных помещениях, иногда до 18 часов в сутки, а получали гроши, которых едва хватало на питание. Только в 1882—1884 гг. зарплата рабочих снижалась пять раз, а штрафы доходили до половины заработка.
Накануне стачки передовые рабочие, имевшие опыт революционной борьбы, провели две тайные встречи наиболее активных товарищей, вместе с которыми составили требования к фабрикантам и выработали план действий. В забастовке приняло участие около 8 тысяч рабочих мануфактуры. Основным требованиями бастующих было повышение заработной платы и сокращение штрафов.
Несколько тысяч рабочих с красным знаменем двинулись к главной заводской конторе, чтобы передать губернатору «Требования по общему согласию рабочих», в которых содержался пункт об учреждении государственного контроля над фабрикантами. Таким образом, требования были предъявлены не только хозяину фабрики, но и правительству.
В подавлении стачки участвовало три батальона солдат и шесть сотен казаков. Было арестовано более 600 человек, в том числе и руководители восставших рабочих. Только через десять дней с начала стачки властям удалось подавить Морозовскую стачку.
Над активными участниками восстания состоялось два судебных процесса, на которых раскрылась страшная картина произвола фабрикантов и каторжной жизни рабочих, суд присяжных вынужден был оправдать всех обвиняемых.
Значение Морозовской стачки для развития революционного движения в России особенно подчеркивал В. И. Ленин:
«Эта громадная стачка произвела очень сильное впечатление на правительство, которое увидало, что рабочие, когда они действуют вместе, представляют опасную силу, особенно когда масса совместно действующих рабочих выставляет прямо свои требования».
Это был первый опыт массовой, организованной борьбы. Морозовская стачка продемонстрировала пролетариату необходимость борьбы не только с капиталистами, но и с самодержанием, защищавшим фабрикантов. Впервые в истории рабочего движения России стачку возглавили передовые, социал-демократически настроенные руководители, придавшие стихийному протесту рабочих организованный характер. Опыт стачки говорил о необходимости соединения классовой борьбы пролетариата с марксизмом.
И. Федоровский