КПРФ

КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОМСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

ВКонтакте Одноклассники Facebook Youtube RSS

ЧТО ЗА ФАСАДОМ?

11.11 15:20

В Омском горсовете прошли публичные слушания по предлагаемому мэрией проекту бюджета на 2020 и два последующих года.

Представляя документ, главный финансист города г-н Масан заявил, что Омск будет жить и развиваться, и что документ социально ориентирован и «всецело охватывает» основные направления городского хозяйства.

Однако выступившие на слушаниях депутаты (и не только депутаты) были не столь оптимистичны. Постоянно растущие цены на товары и услуги, низкие собственные доходы городского бюджета, большой долг перед кредиторами не дают оснований для уверенности в завтрашнем дне. Если сравнить этот проект «основного закона» на 2020 год с красиво представленной ранее мэром  «Стратегией развития Омска на долгосрочную перспективу», то создается впечатление, что авторы этих проектов никогда друг с другом не встречались и понятия не имеют друг о друге. Слишком скромные сегодняшние (и планируемые) доходы никак не совпадают с фантастическим полетом мысли в «Стратегии…».

К примеру, общий объем доходов планируется на уровне 18,5 млрд рублей, причем только10, 5млрд составят собственные доходы. Остальные (почти 8 млрд рублей) город надеется получить из областного бюджета. При этом расклад такой: 9 млрд рублей составит зарплата бюджетников, 2 млрд запланировано на содержание социальной сферы. Дефицит бюджета составит почти полмиллиарда рублей. То есть обеспечить первоочередные нужды города можно, лишь надеясь на займы. Но надежды – это одно, а гарантии получения – другое.

Нужно бы было учитывать и постоянный рост цен и тарифов буквально на все. Город опять ожидают сложные времена. К тому же из проекта видно, что ожидается снижение собственных доходов по таким важным источникам, как налог на имущество физических лиц, земельный налог и т.д. Более, чем на полмиллиарда, прогнозируется падение доходов по аренде земли и имущества; на 40 миллионов – по продаже имущества.

Источников роста, судя по проекту, крайне мало, что отметили все выступающие. Разговоры о социально ориентированном бюджете, направленном притом на развитие города, беспочвенны. Именно таким был лейтмотив выступлений оппонентов. Мы опять получаем «бюджет выживания».

Любопытная деталь: главный финансист города, презентуя проект бюджета, настойчиво пытался убедить, что «модель управления муниципалитета стала устойчивой…», что Омск «даже при таком скромном бюджете может гораздо больше». Вот тут нельзя не согласиться. Из года в год на публичных слушаниях говорится о необходимости повышения эффективности использовании городской земли и имущества как о главных источниках пополнения казны. Но после принятия очередного бюджета радикальных перемен не наступает: земля и имущество используются с грубыми нарушениями, в ущерб городу. Об этом свидетельствуют и громкие уголовные дела, и факты необоснованной безвозмездной раздачи имущества, проблемы с выполнением арендных обязательств. Никто не мешает властям навести порядок. Но порядка нет. Не потому ли, что среди тех, кто сидит в управленческих кабинетах, немало, по всей вероятности, тех, кто так или иначе причастен к «льготной» аренде земельных участков, к их покупке на льготных условиях? А ведь именно эти чиновники в соответствии со своими должностями ответственны за создание эффективного механизма управления городом. Но, тем не менее, не стремятся создать этот механизм… Значит, это кому-то выгодно?

Этот вопрос можно задать не только мэрии, но и депутатам, которые порой голосуют в ущерб интересам городской казны. К примеру, при принятии очередного бюджета депутаты каждый раз рассуждают о том, что так и не наведен строгий учет городской земли, ее использования. То же самое можно сказать и об использовании городского имущества, как это случилось при принятии решения о безвозмездной передаче достаточно больших площадей организациям, которые должны финансироваться из бюджетов областного и федерального уровней. Муниципальные предприятия работают ниже своих возможностей, а значит и не приносят большого дохода, есть и вовсе убыточные. Так, транспортные предприятия постоянно реструктуризируют, а лучше от этого никому не стало.

Отсутствует обязательная инвентаризация и оценка инженерных объектов, которые переданы в аренду, не оформляются должным образом земельные правоотношения по аренде линейных объектов, использующих муниципальную землю. Так, председатель профильного комитета констатировал тот факт, что в городе есть объекты, которые стоят на земельных участках, не оформленных ни в аренду, ни под выкуп. Ущерб – примерно 84 млн рублей.

Что в итоге? По минимуму будут профинансированы сфера образования и здравоохранения. Более того, на 100 млн рублей меньше по сравнению с текущим годом планируется направить на дошкольное образование, которое и без того еле-еле концы с концами связывает. А это означает, что поборы с родителей в садиках только неизбежно возрастут.

Мало внимания будет уделяться благоустройству частного сектора. Эти районы города можно образно сравнить с неподнятой целиной. Они требуются больших финансовых вливаний. Впрочем, если в следующий приезд президента гостевой маршрут проложить по частному сектору, то, возможно, проблема и будет решена хотя бы частично…

С большой заинтересованностью выступающие говорили о благоустройстве Зеленого острова, создании на его территории не только зоны развлечений, но и объектов, предназначенных для обеспечения спортивного досуга. В частности - лыжной трассы. Немало предложений связано с вопросами финансирования спорта. Речь не только о футболе и хоккее, имеющих приоритет, но и о таких видах, как большой теннис, другие игровые виды спорта. Все слышали и историю уничтожения лучшей в Сибири трассы для картинга. И причина ситуации – как раз те самые коррупционные схемы в мэрии, которые позволяют коммерсантам за бесценок «отжимать» у города участки земли и оформлять их в полное свое распоряжение.

Проблемы города известны, и их решение зависит, впрочем, не только от количества средств в казне. Радикально изменить экономическую ситуацию можно только при наличии воли власти -  как исполнительной, так и представительной. Пока этой воли не наблюдается, что наглядно всему городу показала подготовка к приезду президента: и деньги были, а организовать дело так, как надо, не получилось. Фасады подкрасили… Но точно так же и в другом: за фасадом красивых слов – неприглядная зачастую картина.

Галина Сапожникова.