Последние жители вагон-поселков в Азовском районе, более двух десятков лет обитавшие в контейнерах, получили наконец-то ключи от новых квартир.
Вагон-поселки – печальная достопримечательность районного центра Азово: четыре микрорайона со своими улицами, магазинчиками и даже детским садом. Четверть века здесь жили люди, переселившиеся из других мест. Между жилыми вагонами располагались маленькие грядки с помидорами, огурцами, на бетонных основаниях играли дети. Сейчас поселков уже нет, осталось несколько разрушенных вагонов. Десять шагов вдоль, шесть поперек – вот и вся площадь вагончика. Через выбитое окошко видна комнатка, где-то там, в глубине есть еще крошечная кухня и совмещенный с ванной туалет: однобедренный, как называли его жильцы. Остальные вагоны уже разобрали.
Да, при создании в 1992 году района, вагончики были настоящим спасением. Они обустраивались под жилье в расчете на 2-3 года. Тогда Германию захлестнул поток переселенцев из числа немцев бывшего СССР, и она, чтобы не отказывать желающим переехать на историческую родину напрямую, взялась оказать России помощь в обустройстве районов компактного проживания. Были разработаны специальные межгосударственные программы, и вновь образованный Азовский район получил статус немецкого национального. В него потянулись не только немцы, но и представители других национальностей с близлежащих территорий, в основном из Казахстана. Возможно, этот международный проект мог бы стать примером решения национальных проблем. Как и предполагалось. Но... хотели как лучше, а получилось как всегда. Денег сначала было много, контроля над ними почти не было, потому одним достались дворцы, другим – железки. В райцентре стали расти коттеджи и контейнерные микрорайоны: 475 вагончиков было, образовали четыре поселка – Азово-1, Азово-2, Азово-3 и Азово-4. Как рассказывают местные, многих вынуждали дать расписку, что на получение жилья не претендуют. А многие, наоборот, в вагон-поселках были только прописаны, чтобы получить квартиру бесплатно. Жить в вагончиках было настоящим мучением: летом – жарко, зимой – холодно. За отопление приходилось платить астрономические суммы, потому что вагон быстро выстывал. Все коммунальные услуги обеспечивались за счет электроэнергии, и платить жителям вагончиков по постоянно повышающимся тарифам приходилось много: пенсионеры тратили почти всю пенсию.
Западные партнеры через несколько лет заволновались, но деньги уже ушли. Германская сторона резко сократила финансирование, а обещанное закрытие вагон-поселков стало откладываться все дальше. В Азово побывало немало комиссий: и российских, и немецких. Но легче от этого стало далеко не всем обитателям вагончиков: расселение шло медленно. Большинство расселить удалось до 2011 года, потом начала действовать региональная программа, благодаря которой за счет областного бюджета еще 52 семьи к 2015 году смогли переехать из контейнеров в нормальное жилье. Дальше дело застопорилось, и шесть семей последнего вагон-поселка Азово-4 уже и не надеялись на переезд. Полтора года назад губернатор Александр Бурков дал поручение расселить контейнеры до конца 2019 года.
– Мы переехали 31 декабря 2018 года, и не заметили, как год пробежал, – говорит многодетная мама Анна Стаценко. – Это же небо и земля, живешь и дышишь. Двадцать три года в вагоне прожили, мама меня привезла из Павлодара, когда я в восьмом классе училась. В вагоне и сама замуж вышла, и своих детей родила. Сейчас дочь Даша в колледже в городе учится. Приезжает домой, как на курорт, говорит. Она другого-то и не видела.
Ютились Стаценко в одной комнатушке, стены которой сверху обклеивали обоями, а снизу красили – за месяц они покрывались плесенью, которую с трудом смывали. С потолка капала вода: Анна показывает диван, покрытый разводами, который перевезли из вагона – ему хватило и года, чтобы превратиться в развалину. А больше ничего брать с собой не стали, да и нечего было – скудная мебель была испорчена напрочь. Впрочем, мебель – это еще мелочи.
– Дочку старшую я там похоронила, – вздыхает Анна. – Родилась с пороком сердца, сказали, если до трех лет доживет, можно будет операцию сделать. Но сырость, холод, духота для таких детей опасны. Не дожила…
Теперь у Стаценко – три спальни, зал, туалет, ванная, кочегарка с двумя котлами: газовым и электрическим на всякий случай. Кухню застройщик, по просьбе хозяйки, не стал отгораживать стеной – только легкая решетка, чтобы видеть и слышать, не хулиганят ли сынишки 5-ти и 7-ми лет: им тут есть, где развернуться. На всех окнах – цветы, на которые Анна не может нарадоваться – в вагончиках они замерзали…
– Мы за электричество там по 50 тысяч за зиму платили, и все равно холодно было. А теперь просто смешно: полторы тысячи за газ да 800 рублей за свет. При этом 25 градусов тепла, босиком бегаем, – радуется она.
Семья закупила доски и бревна – летом глава семьи Дмитрий собирается строить стайки. Заведут хозяйство, благо, земли при доме много – 15 соток, хватит и на огород, и на домашних животных.
А на соседней улице тем временем идет работа: гудят грузовики, перевозящие скарб последних четырех семей из вагон-поселка Азово-4, строятся новые заборы – не глухие, а прозрачные: люди уже привыкли жить почти одной семьей. Дома полностью благоустроенные: в квартирах есть газ, вода, электричество, установлена сантехника и газовые плиты, выполнена внутренняя отделка помещений. На возведение четырех квартир из областного бюджета было выделено 6 миллионов рублей.
– Получить такое жилье – это праздник, – сказала одна из новоселов Валентина Волкова. – Хочется поблагодарить правительство Омской области и Азовскую районную администрацию за то, что выполнили обещания.
Жаль только, что на выполнение обещания ушли четверть века, и до праздника дожили не все…
На фото: вагончик, в котором люди прожили четверть века. Фото автора.
Наталья Яковлева.
«Красный путь», №2.