В Омском горсовете прошли публичные слушания по бюджету на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов.
Мероприятие дежурное, но в большом зале горсовета был полный аншлаг: городские и областные депутаты, общественники, журналисты, специалисты мэрии. А вот врио мэра Сергей Фролов почему-то не счел нужным послушать, что думает народ о бюджете города.
Вел собрание председатель комитета по финансово-бюджетным вопросам Юрий Федотов. Сначала выступали представители профильных подразделений мэрии и контрольно-счетной палаты, затем – «народ». Причем «народ», похоже, подбирали для того, чтобы «создать картинку». Было всего несколько осмысленных предложений. Так, выступавшие, например, председатель Общественного союза Эдуард Фомин, подвергли сомнению необходимость финансирования КТОСов и вообще траты «на общественность». Однако режиссеры действия приготовили «контрдовод» - руководителя лаборатории исторической реконструкции «Кованая рать» Василия Минина, который выразил благодарность горсовету и мэрии за то, что финансово поддержали его грантами в начале реализации планов создания лаборатории. Правда, никто не спросил, какое отношение имеет «Кованая рать» к КТОСам. Было несколько предложений по поводу того, откуда взять деньги: добиться того, чтобы средства от штрафов, выписываемых нарушителям ПДД, оставались в городе, улучшить менеджмент муниципальных предприятий, добиваясь того, чтобы они давали прибыль…
От фракции КПРФ выступил депутат горсовета Иван Федин, еще раз подчеркнувший, что КТОСы в том виде, в каком они существуют, уже давно перестали выполнять функцию реализации принципов местного самоуправления. В остальном состоялось обычное «дежурное» обсуждение из тех, на которых каждый говорит о своем, и на конечный вид обсуждаемого документа эти разговоры никак не влияют. Но проводить такое мероприятие надо – требует закон.
Мы попросили руководителя фракции КПРФ в горсовете Дмитрия Горбунова прокомментировать проект бюджета Омска:
- Проект бюджета, который представлен в горсовет и по которому сегодня проводились слушания, отражает ту финансово-экономическую и социальную политику, которая реализуется сегодня в городе, регионе, стране в целом. Что касается Омска, то мы сегодня видим очень тяжелую ситуацию. Возьмем такую важную отрасль, как строительство жилья. Есть данные за январь-сентябрь 2017 года, и мы видим, что объем ввода жилья сократился на 10% по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. И есть данные, что тенденция на сокращение объемов вводимого жилья будет продолжаться.
Почему? Квартиры не продаются. Одна из причин этого – демографическая. Фиксируется и миграционная убыль, и превышение смертности над рождаемостью, сокращение трудоспособного населения. Миграционная убыль за первые девять месяцев 2017 года – более 5 тысяч человек. А почему убыль? И тут мы опять видим другую причинно-следственную связь: реальные располагаемые доходы населения продолжают снижаться – более, ем на 5% по сравнению с прошлым годом. Официальные власти нам рапортуют, что за январь-август средняя заработная плата по городу составила 34 тысячи рублей, и по прогнозам за год она будет 35 тысяч рублей. Но на деле половина населения живет на 15 тысяч рублей в месяц. Поэтому люди и бегут из города. Но возникает парадокс: смертность растет, население сокращается, люди бегут, причем идет отток трудоспособного населения, и на этом фоне растет безработица. Занятость сократилась на 2%.
Причина – в экономической ситуации. Омская продукция пользуется низким спросом на российском и международном рынках. На предприятиях очень высокий уровень износа оборудования. Не хватает инвестиций в производство, причем они не растут, а продолжают сокращаться.
Такая вот у нас социально-экономическая и финансово-экономическая политика. А бюджет является всего лишь отражением этой политики. Он фактически фиксирует то плачевное состояние, в котором находится сегодня город Омск. Отсюда – нехватка денег на все. Вот подумайте только: из всех зданий муниципальных учреждений культуры пять имеют стопроцентный износ. А на ремонт всех учреждений культуры в 2018 году планируется выделить всего пять миллионов рублей. Как омской культуре выжить?
Фактически у нас проводится политика превращения Омска – города-миллионника, мегаполиса – в Детройт, мертвый город.
Для развития города нужен качественно иной бюджет, не менее 25-30 миллиардов рублей в год. А у нас бюджет – 14 миллиардов рублей. Как можно на 14 миллиардов рублей жить городу-миллионнику? Это бюджет деградации, это бюджет вымирания, и фракция КПРФ, естественно, за такой бюджет голосовать не будет.
Евгения Лифантьева.
Фото Анатолия Алехина.
На фото Д.А. Горбунов.