Государство пытается разделить даже бедных: на нищих, очень нищих и сверхнищих, считает Екатерина Бондаренко, одна из организаторов БФ «Амега».
Благотворительный фонд «Амега» три года назад создали три девушки, каждой из которых чуть за 30, которые очень хотели помогать людям. Набрали несколько групп детей, чтобы бесплатно заниматься с ними спортом. Впрочем, этого им оказалось мало. В марте 2020 года на дачах рядом с поселком Ростовка, где многие живут круглый год, сгорел дом: ничего не осталось ни у родителей, ни у их двоих детей-школьников. «Амега» объявила сбор вещей, и начинающие благотворительницы были просто поражены:
– Откликнулось все село: вещи несли и несли, – рассказывает Екатерина Бондаренко, одна из организаторов Благотворительного фонда «Амега», живущая в Ростовке. – Семья взяла себе часть одежды, остальное мы раздали другим нуждающимся, которых, к сожалению, немало.
НУЖДАЮЩИХСЯ стало еще больше, когда началась самоизоляция. В группу «Амеги» в соцсети Вконтакте начали поступать просьбы от людей, у которых оказалось просто нечего есть… «У нас трое детей, кроме того, у мужа брат под опекой, – написала в фонд молодая женщина. – У меня в январе выявили заболевание головного мозга, стою в очередь на квоту на операцию, которую в связи с карантином неизвестно когда дадут. С января была на больничном, но продолжала работать. После объявления о самоизоляции осталась дома на голом больничном по минималке».
Вот строки из других писем: «Я вдова, у меня трое детей, пенсию получаю только на двоих. Отсрочку по ипотеке и кредитам никто не дает, все банки уже обзвонила». «С 28 марта была без работы, маленький ребенок и съемная квартира, идти больше некуда, пособие от биржи – 1700 рублей. Устроилась на работу, зарплата только через месяц, продуктов почти нет, за квартиру платить нечем…». «Живу одна с ребенком, работала в индивидуальном предприятии. В конце марта, когда закрыли садики, работодателю сообщила, что не могу пока выйти на работу, и сначала он вошел в положение, но через две недели попросил подписать заявление об увольнении. Осталась без средств: все, что было, ушло на квартплату и продукты. На работу без садика не устроиться. Звонила в социальную службу, как мать-одиночка и малоимущая, пообещали помощь, но так мы ее и не дождались». «Мое ИП – детская игровая комната в торговом комплексе – закрылось по причине коронавируса, мужа сократили из-за ликвидации предприятия. На учете, как малоимущие, не стояли, никаких пособий, кроме 375 рублей за многодетность, не получали. В продуктовых наборах в соцзащите отказали». «Прошу помочь продуктами одной хорошей женщине. Она на пенсии, но она маленькая, деньги уходят на квартплату и лекарства, осталась без подработки, поскольку совсем недавно она перенесла операцию, очень нуждается».
– Я сама многодетная мама, и поначалу была идея помогать таким же, как я, – рассказывает Екатерина. – Но мы быстро поняли, что нуждаются совершенно разные люди. Нашли спонсоров, закупили продуктовые наборы: несколько видов круп, консервы, сливочное и подсолнечное масло. Продуктовая база сделала большую скидку фонду, поэтому его должно хватить на семью из пяти человек примерно на две недели.
К 15 апреля БФ «Амега» сумел собрать с помощью спонсоров-частных предпринимателей всего 10 наборов. Но просьбы продолжали поступать.
– Мы не хотели просить денег у обычных людей, понимая, что положение сейчас нелегкое, – говорит Екатерина. – Но они стали помогать сами, перечисляя кто по 100, кто по 200 рублей, одна пенсионерка купила семьям конфеты. Поступления были не только из Омска, но из Москвы, Магнитогорска. Хорошо помогли мелкие предприниматели, которые не захотели афишировать себя. Постоянным спонсором и волонтером стал депутат от КПРФ Константин Ткачев, помогая развозить продукты.
Эти люди достойны восхищения. В сложное время, которое особенно остро переживают семьи с детьми, получающие вместо поддержки штрафы за несоблюдение самоизоляции и новые обещания, бедный стал помогать нищему…
ЗА ПОЛТОРА месяца волонтерам удалось по крохам собрать 50 продуктовых наборов, которые они развезли людям. Кроме того, как выяснилось, многим нужна моральная поддержка – ситуация неопределенности вынуждает опускать руки даже сильных, а в составе БФ «Амега» двое психологов.
– В условиях пандемии сложно сохранять спокойствие, особенно когда ты потерял работу, у тебя куча детей, а в холодильнике, кроме остатков крупы, нет ничего, – объясняет Екатерина. – Но ситуации у людей сложные, одной продуктовой помощью не обойдешься. Например, бабушка взяла кредит для дочери с внуком, которые уехали в Питер. Дочь платила, но из-за кризиса резко урезали зарплату, и бабушка вынуждена отдавать с пенсии по 14 000 за кредит. Сама живет на хлебе и воде, нас встречала блинами на воде и муке: на сахар и яйца денег нет. Или семья из 5 человек: мама, папа, трое детей. Мама была в декрете, выйти на работу еще не успела, но выплаты за ребенка уже не получает. Папу в связи с пандемией посадили в неоплачиваемый отпуск, и они осталась с ипотекой, но без средств к существованию. Мы обеспечили их продуктами на некоторое время, поддержали морально, но что им делать дальше?
Самоизоляция кончилась, но проблемы остались. Что делать женщине, которую уволили «по собственному желанию», с 17-летней дочкой, заканчивающей в этом году школу? Конечно, мама встала на биржу труда, но почти месяц пришлось ждать от государства ответа, выплатят ли ей, как безработной, обещанные 12500 рублей. Оказалось, нет – далеко не каждый безработный попадает под все критерии, по которым полагаются эти деньги. Продукты, доставленные «Амегой», позволят семье пару недель прожить спокойно, но сумеет ли мама за это время найти работу?
– Сейчас собирать средства стало сложнее, – признается Екатерина. – Президент пообещал очередную выплату семьям с 3-х до 16-ти лет, и это как-то остудило энтузиазм благотворителей. Хотя разве двухлетний ребенок не нуждается в питании? А мальчик или девочка в 16 лет – это ребенок и физиологически, и психологически, и социально. Затрат на него еще больше, чем на 5-летнего, а выплат нет. Исходя из президентской логики, он должен кормить себя сам? Именно для этого государство разрешило с 16 лет становиться самозанятым? А как это делать без образования, без навыков? Государство постоянно ставит барьеры на свою помощь, и чем их больше, тем меньше оно тратит на нас с вами, зато сохраняет видимость поддержки. А это ведь наши с вами деньги: налоги на зарплату, на недвижимое имущество, на транспорт, на «воздух» – штрафы за нарушение самоизоляции. Играя в «Сороку-воровку», которая четверым дала, а пятого оставила ни с чем, наше правительство умудрилось в очередной раз разделить людей: теперь на нищих, очень нищих и сверхнищих.
В начале 2020 года 35-летняя Екатерина Бондаренко, социальный педагог, психолог по образованию, мама троих сыновей, вступила в ряды КПРФ как раз для того, чтобы бороться с социальной несправедливостью.
– Меня не устраивает то, что наша страна давно перестала быть социально ориентированной, – говорит Екатерина. – Много говорится о любви к детям, которых новая Конституция объявляет «достоянием государства». Но я многодетная мама и чувствую на себе, сколько стоит любовь государства к детям: пособие по многодетности составляет 375 рублей, а льготами, которых много на бумаге, воспользоваться очень сложно. К примеру, пока мы жили в Омске, у нас была 30-процентная скидка на оплату детского сада. В Ростовке, за 2 километра от Омска, она уже не действует. Чем сельские дети хуже? Кроме того, я социальный педагог, психолог, и мне больно видеть, как государство понижает статус учителя его зарплатой. Психологов в школах не хватает, число суицидов подростков не уменьшается, но как работать на 12,5 тысяч зарплаты? Надо менять такое положение дел, и единственная оппозиционная партия, которая способна на это, на мой взгляд – КПРФ.
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ фонд «Амега» пока совсем маленький, но его ряды пополняются – недавно его сотрудников стало на одного больше. Никаких отчислений себе за работу они не делают, стараясь оказать помощь как можно большему числу людей.
– Мы не собираемся останавливаться, – говорит Екатерина. – Продукты и деньги у людей заканчиваются, это чувствуется по обращениям. На днях подали заявку на конкурс «Школа филантропии» фонда Владимира Потанина, направленный как раз на поддержку в период пандемии. Его реализация помогла бы нам улучшить условия жизни благополучателей. Очень надеемся на успех!
А пока поддержать Благотворительный фонд «Амега» можно переводом на его счет 40703.810.1.45000000087 с пометкой «ЕДА» – все средства пойдут на покупку продуктов семьям в трудной ситуации. Те, кому необходима помощь, могут обращаться к Екатерине в социальной сети Вконтакте или по телефону: 8-908-801-73-33.
Наталья ЯКОВЛЕВА.