В замене нуждаются более 140 тысяч подъёмников
В списке психических расстройств горожан появилась новая фобия: лифтомания. И ведь не на пустом месте появилась. Видно, мало было вала негативных историй с ограблениями, изнасилованиями, использованием в качестве общественного туалета и т.п. в этих средствах домового транспорта. Теперь всё чаще в новостной ленте стала появляться информация о падении лифтов.
Началось всё, пожалуй, со случая в столичном ЖК премиум-класса «Алые паруса», когда, согласно выводам комиссии Ростехнадзора, из-за «неисправности устройства контроля слабины подъёмных канатов» погибла находившаяся в кабине 36-летняя женщина. До этого, конечно, с лифтами случались разные, даже очень серьёзные происшествия, но воспринималось это как единичные неполадки. Со строительством ЖК, напоминающих города с домами-небоскрёбами, потребность в лифтах стала больше и происшествия с ними стали затрагивать всё больше людей. То, что трагический случай с жительницей «Алых парусов» произошёл в элитном жилом комплексе, в котором, по всеобщему мнению, всё должно быть супер-пупер, и смертельный исход «технической неполадки» не на шутку встряхнуло общество. С тех пор любые новости на эту тематику воспринимаются болезненно. Ведь это касается повседневной, казалось бы, обыденной жизни большинства городских жителей.
В этом году, судя по новостям, происходит уже настоящий «лифтопад». Например, в столице при обрушении лифта в доме на Земляном Валу пострадал один человек. В 9-этажном доме на Малой Калитниковской (Москва) сорвался лифт с 17-летней девушкой. От травм её спасла сработавшая ловушка. В Люберцах вместе с людьми упал лифт, который установили несколько месяцев назад. Внутри находились четыре человека, к счастью, никто не пострадал.
Лифт с людьми сорвался вниз в Шушарах (Санкт-Петербург), три человека пострадали. Спасатели извлекли девушку из упавшего лифта в многоэтажке на Краснодарской улице (Москва), она была доставлена в больницу с подозрением на перелом позвоночника. Лифт с 17-летней девушкой сорвался в шахту на юге Москвы в ЖК «Загорье». Она смогла дозвониться до мамы, когда кабина лифта уже оказалась в шахте, осталась живой-здоровой, но провела мучительные полчаса в лифтовом заточении. Вдвое дольше да ещё под струёй неизвестно откуда взявшейся воды провела в лифте ЖК «Эталон на Неве» питерская студентка. И т.д. и т.п.
Неудивительно, что многие жильцы боятся таких аварий и отказываются пользоваться достижениями градостроительной цивилизации. Вот только небольшая выдержка из нескольких домовых чатов: «Спасибо за новую фобию», «Я теперь хожу пешком», «Живу в новостройке «ПИКовской», с лифтами постоянно какая-то фигня, один раз женщина летела с 5-го на 1-й этаж, там остановился, в истерике билась она минут 20», «Теперь только по лестнице»…
И то, что специалисты утверждают: лифт не может падать — людей успокоить не в состоянии, ведь факт остаётся фактом: лифты куда-то срываются, застревают и его пассажиры, случается, попадают в больницу не только с сердечным приступом, но и с травмами, а в особенно несчастных случаях могут и погибнуть.
При личном общении специалисты лифтового хозяйства признаются: если при монтаже соблюдены все правила, то лифт не может упасть, но так как некоторые застройщики тотально экономят на всём да ещё нанимают работников подешевле с нулевой квалификацией, то произойти может всё что угодно. Например, при неисправных цепях дверной безопасности кабина может самопроизвольно прийти в движение и убить человека, который в это время входил или выходил из неё. Ну ладно, не будем продолжать этот сценарий фильма ужасов. И так уж многим городским жителям всякий раз становится не по себе, когда они нажимают кнопку вызова лифта.
По большому счёту, даже не трагические, а обыденные остановки этого поднимающего-опускающего устройства выбивают людей из колеи, не только портят настроение, но и привычную жизнь. Сегодня уже не редкость, когда лифты стоят месяцами. Тяжко наблюдать, как старики с сумками, мамы с детишками, уборщицы с вёдрами одолевают пешком этаж за этажом. А ведь некоторые современные дома имеют десятки этажей. Значит, многие, особенно старики, просто не выходят всё это время из дому, подъедая свои продовольственные запасы. Недавно жители 30-этажного дома на юго-востоке Москвы, которые остались на неделю без лифтов, отчаянно писали в московском чате о том, что на 28-м этаже женщина на 9-м месяце беременности боится спускаться и тем более затем подниматься, чтобы невзначай не родить прямо на лестнице.
Специалисты предупреждают, что старые лифты могут быть опасными из-за износа и неполадок с механизмами. Ладно ещё, что обшарпывается старая кабина, но вытягиваются тросы, изнашиваются трущиеся пары и т.д. Всё это «лечится» бесконечными ремонтами, когда ставится заплатка на заплатку. Однако рано или поздно этому всё-таки приходит конец.
Конечно, проблема касается не только жилых домов. Общественные здания точно так же подверглись этой болезни. Например, недавно у башни «Федерация» сотни людей скопились внизу в ожидании починки подъёмников. Ютьюб пестрит душераздирающими роликами о том, как инвалиды карабкаются по лестницам лечебных учреждений, так как там поломаны подъёмники. Так, согласно ульяновскому интернет-порталу «Улпресса», глава областного минздрава в отчёте перед депутатами Заксобрания региона сообщила, что 105 лифтов в ульяновских медучреждениях нуждаются в замене (их срок эксплуатации закончился в 2020 году), на что требуется 525 млн рублей, которых в местном бюджете не хватает. А глава Екатеринбурга Алексей Орлов, согласно ИА URA.RU, публично пожаловался на то, что в мэрии регулярно ломаются лифты, из-за этого, по его словам, чиновникам регулярно приходится ходить по лестницам, счастье, что у горадминистрации всего-то пятиэтажное здание. Проблема в том, что подрядчикам для ремонта нужны импортные комплектующие.
Положение настолько тяжёлое, что Государственная дума даже приняла в марте этого года официальное обращение к премьер-министру Михаилу Мишустину, посвящённое проблемам в ЖКХ, которое начинается словами: «Так, по данным министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, в настоящее время в эксплуатации находится более 600 тысяч лифтов, износ которых в ряде субъектов составляет более 50 процентов. К 2025 году более 140 тысяч лифтов (из них — 96929 лифтов с истёкшим сроком эксплуатации и 43317 лифтов с истекающим назначенным сроком службы до 2024 года) должны быть заменены. Примерная стоимость этих работ составляет порядка 300 миллиардов рублей» (официальный сайт ГД РФ).
К сожалению, у многих регионов на это просто нет средств. Как всегда, в лучшем положении находится Москва. В этом году здесь продолжается одна из самых масштабных программ по обновлению лифтов. По данным ЦНИС (Центра нормирования и информационных систем), за последние годы здесь было заменено 45,2 тысячи лифтов.
Но, увы, заглянем в домовые чаты — жители снова недовольны. «Жуткие новые лифты ломаются постоянно, работают крайне медленно, и их не чинят, если ломается деталь», «У нас заменили. Ломаются чаще, чем старые», «Старый вообще не ломался, новый три раза в неделю стоит по два дня. ДОСТАЛО!».
Кстати, депутаты Екатеринбургской гордумы посоветовали жалующемуся на стоящие лифты мэру перейти с отечественных лифтов на белорусские. К слову сказать, старые лифты, отработавшие несколько сроков, делались ещё в СССР, как показало время, на совесть. В советской производственной практике было принято закладывать большой запас прочности. Сегодня же стараются как можно больше сэкономить, главный бог — прибыль. Да ещё делают из импортных комплектующих, которые сегодня трудно раздобыть, как оказалось, даже в Китае. Так на советском наследстве и продолжаем ехать…