КПРФ

КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОМСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

ВКонтакте Одноклассники Facebook Youtube RSS

Сергей Обухов: Российское общество находится в состоянии невротизации – апатия людей перемежается вспышками агрессии

05.06 13:56

В Подмосковье продолжает обучение очередной поток слушателей Центра политической учебы при ЦК КПРФ. Перед слушателями с лекцией выступил доктор политических наук, член Президиума, секретарь ЦК КПРФ Сергей Обухов

Сергей Обухов подробно остановился на теоретических и методических вопросах подготовки партийных отделений к выборным кампаниям. В ходе лекции перед представителями региональных отделений, которые отвечают за работу со СМИ и в социальных сетях, Сергей Павлович более подробно остановился на подготовке к ЕДГ-2024 и вопросам политического позиционирования КПРФ по итогам президентских выборов и голосования по правительству Мишустина в Государственной Думе.

Да, для предстоящего участия отделений КПРФ в ЕДГ-2024 итоги президентских выборов – низкая база. Проходившая в условиях СВО кампания, по сути, это были выборами Верховного Главнокомандующего. И этому содержанию отвечает полученный результат всеми участниками. Выборы же в ходе ЕДГ должны показать реальное соотношение партийно-политических сил по невоенной, мирной общенациональной повестке дня.

С.П.Обухов остановился на социально-психологических оценках состояния современного общества. Этот фон важно учитывать при разворачивании агитационной кампании.

Свежие данные опросов ЦИПКР показывают, что тревожность в российской обществе хотя и остается высокой, но в последние месяцы снижается. Сейчас 45% граждан оценивают ситуацию как тревожную, а 40% - как обычную. Однако это снижение не снимает проблему сохраняющейся невротизации российского общества.

Состояние, в котором пребывает российское общество, многие психологи описывают как «невротизация». Апатия людей перемежается вспышками агрессии;
Последствия для выборов: само по себе состояние болезненной тревожности, с одной стороны, ведет к отстраненности, а с другой — к радикализации;

При этом растет и вероятность существенно рост актов агрессии и (или) аутоагрессии. Психически больные люди всегда более чувствительны к общественной атмосфере. Когда уровень невротизации и агрессии в обществе в целом растет, то психические больные первыми на это реагируют;

Одновременно общество становится и более внушаемым, в целом. В условиях невротизации общества люди становятся менее сдержанными, более подверженными стрессу, влиянию окружающей среды и обстановки. Несмотря на тотальное отсутствие взаимного доверия, процессы внушения через новые каналы коммуникации и общения происходят очень эффективно;

Кроме того, в нашем обществе накал агрессии усиливается из-за большого разрыва между богатыми и бедными, между регионами. В этой ситуации особенно актуальным для невротизированного общества становится поиск «образа врага» как в индивидуальном, так и в коллективном планах.
Наиболее спокойные настроения в электоратах «Единой России», ЛДПР, Путина и Слуцкого. Самые тревожные настроения среди избирателей КПРФ, СРЗП, НЛ и Яблока, а также Харитонова и Даванкова.

Для партии власти важно создавать атмосферу спокойствия и нормализации, так как за счет таких избирателей рекрутируются сторонники В.В.Путина и «Единой России».

Сергей Обухов отметил один из позитивных технологических результатов КПРФ, достигнутых по итогам президентских выборов, который напрямую влияет на состояние массового сознание в преддверии ЕДГ-2024. Это успешная «раскрутка» антикапиталистического лозунга КПРФ, который к концу кампании стал позитивно восприниматься до 40% избирателей. Причем большинство он завоевал в среде малообеспеченных граждан, электоратах КПРФ и СРЗП, и даже «зацепил» значительную долю сторонников ЛДПР и НЛ.

По итогам президентских выборов КПРФ закрепила в массовом сознании свое политическое позиционирование как системная, оппозиционная, лево-патриотическая партия, защитница интересов людей труда, предлагающая альтернативу нынешнему государственному курсу, стремящаяся мирным, конституционным путем прийти к власти и реализовать свой курс на социализм . КПРФ поддерживает СВО и борется за победу России в нынешнем гибридном противостоянии с Западом.

Особо в лекции С.П.Обухов остановился на проблемах с позиционированием партии, которые возникли при утверждении в Государственной Думе премьер-министром М.Мишустина и его кабинета.

При принятии политического решения по голосованию, руководство КПРФ вынуждено было учитывать определенную «вилку» мнений, которая сформировалась относительно правительства Мишустина в массовом сознании:

Правительство Мишустина не вызывает «изжоги» у основной массы аполитичного населения. Более того по опросам ЦИПКР, относительное большинство граждан полагало, что это правительство будет лучше предыдущего (в 2020 г. такого мнение после отставки правительства Медведева придерживалось 22% опрошенных, в 2024 г. после отставки первого правительства Мишустина на лучший вариант его правительства рассчитывали уже 47% граждан).

Общественный запрос на осторожную поддержку – три пятых мнений (по данным ЦИПКР)
 При этом запрос на альтернативность в отношении действий КПРФ никуда не делся
Поэтому в условиях такой «вилку» в массовом восприятии правительства Мишустина было принято решение – не одобрять, но и не поддерживать назначение премьер-министром М.Мишустина и ключевых представителей финансово-экономического блока. В итоге, депутаты КПРФ в Госдуме не поддержали не только кандидатуру Мишустина, но и 7 из 10 вице-премьеров, 12 из 16 министров, проголосовав против или воздержавшись.

На фоне того, что в думское правительственное большинство по результатам голосования за кабинет министров, вошли фракции «ЕР», ЛДПР, «НЛ» (проголосовавших «за» полностью) и частично СРЗП, позиция КПРФ – это позиция единственной оставшейся в Думе оппозиционной парламентской партии.

Да, осторожная позиция КПРФ в неприятии кабинета Мишустина противоречиво воспринята в общественном мнении. Сегодня, после президентских выборов и осторожного оппонирования кабинету Мишустина относительное большинство граждан убеждены (36%), что в России все партии одинаковы, нет оппозиционных (еще 32 не имеют мнения) только 12% граждан объявляют, что КПРФ является реальной оппозицией. Заметим, что до президентских выборов и голосования по кабинету этот показатель был на уровне 21-28% мнений. Но если оценивать восприятие такой же сшибки мнений в Думе в 2020 году, когда КПРФ впервые воздержалась при утверждении премьер-министра, то тогда было зафиксировано аналогичное падение восприятия КПРФ как оппозиционной партии (14% мнений по данным ЦИПКР). Но реальная политическая борьба и продолжение оппозиционной политики КПРФ вскоре все расставили на свои места: показатель вернулся на уровень четверти-трети мнений.

Запрос на системную оппозиционность в обществе даже в условиях СВО никуда не исчез. И КПРФ единственная отвечает этому общественному запросу.

Это будет все более очевидно на фоне двойственности политики сформированного коалиционного правительства Мишустина. Куда вошли представители олигархата (министр финансов Антон Силуанов, министр экономразвития Максим Решетников и др.), команда из «Единой России» (5 министров из «Единой России» - глава Минпромторга, член Генсовета «ЕР» Антон Алиханов, министр энергетики, член бюро Высшего Совета «ЕР» Сергей Цивилев, министр транспорта, секретарь регионального отделения «ЕР» Роман Старовойт, министр просвещения, член Генсовета «ЕР» Сергей Кравцов, министр строительства, член Президиума Генсовета «ЕР» Ирек Файзуллин), а также представитель Высшего совета ЛДПР, министр спорта Михаил Дегтярев.

С.П.Обухов отдельно остановился на информационных атаках на КПРФ, которые были предприняты после недавнего Пленума ЦК КПРФ, когда партия вновь обозначила общественную альтернативу – «фашизация» или социализм.

Как ни странно, на острие этой антикоммунистической атаки оказались представители национал-патриотического лагеря, с которым КПРФ долгое время с начала 1990-х годов выстраивала союзнические отношения.

В итоге, КПРФ оказалась сегодня под тройственным ударом: со стороны либеральной «пятой колонны», партии власти и антикоммунистической части национал-патриотов. Причем антикоммунисты из числа национал-патриотов атакуют КПРФ за якобы неподдержку СВО, закрывая глаза на то, что до тысячи коммунистов (активистов, депутатов всех уровней) воюют на линии боевого соприкосновение, а на алтарь Победы в СВО КПРФ уже отдала жизни 76 коммунистов, героически погибших, защищая русский мир.

Секретарь ЦК КПРФ привел образец наступательных пропагандистских тезисов, которые применяют коммунисты Москвы в начавшейся предвыборной кампании. 

 «Вот вы всë ругаете КПРФ и Зюганова, а коммунисты – единственные, кто не сдался, не продался и бьëтся за народ!

КПРФ – голос миллионов!

Голос тех, кто устал от социального неравенства, от обнищания, от пренебрежения власти к простым людям! Пока другие молчат, КПРФ открыто говорит о проблемах трудящихся, пенсионеров, молодëжи!

КПРФ – защитник национальных интересов!

В то время, как либералы во власти разбазаривают национальные богатства и, несмотря на СВО, продолжают преклоняться перед Западом, КПРФ отстаивает интересы российской экономики, российской промышленности, российской науки!

КПРФ – партия дела!

Коммунисты не просто критикуют, а предлагают конкретные программы и решения: бюджет развития, национализацию стратегических отраслей, прогрессивную шкалу налогообложения! КПРФ знает, как вывести страну из кризиса!

КПРФ – единственная реальная оппозиция!

Пока другие партии играют по правилам власти и боятся сказать правду, КПРФ открыто критикует антинародный курс и предлагает альтернативу!

КПРФ – хранитель исторической памяти!

Коммунисты помнят о великих достижениях советской эпохи, о времени, когда люди жили достойно, а страна была сильной и независимой! КПРФ борется за возрождение социальной справедливости и могущества России!»