КПРФ

КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОМСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

ВКонтакте Одноклассники Facebook Youtube RSS

"Свободная пресса": На подходе Т – 100?

22.03 12:12

Military Watch: Омск готовит к выпуску новый танк Т-100, который окажется дешевле Т-14, но унаследует от него все самое грозное

 

Редакция американского специализированного интернет-издания Military Watch выдала сенсацию. 19 марта она опубликовала статью под заголовком, который просто нельзя пропустить мимо внимания: «На подходе Т-100: Россия подтвердила, что готовит к производству новый класс танков».

Из текста следует, что сибирский завод «Омсктрансмаш», которому в середине 2023 года Москва велела готовиться к срочному возобновлению опрометчиво остановленного три десятилетия назад производства газотурбинных танков типа Т-80, не просто механически «взял под козырек». А собирается выдать Вооруженным силам РФ нечто достаточно революционное. С элементами не пошедшего в серию, но разработанного в обстановке почти полного безденежья именно в Омске танк «Черный орел».

В свое время о «Черном орле» с явным опасением отзывались даже наши лишь потенциальные тогда, а нынче – явные противники.

Опытный образец этого, как утверждали создатели, «танка четвертого поколения, по совокупности боевых качеств превосходящего лучшие западные машины – М1А2 «Абрамс», «Леклерк», «Леопард-2», «Челленджер-2», был с соблюдением строжайших мер предосторожности (с расстояния не ближе 150 метров и с прикрытой маскировочной сетью башней) впервые продемонстрирован публике в Омске еще в 1997 году.

Даже по тому, что экспертам удалось тогда разглядеть на полигоне, было очевидно, что речь идет о действительно прежде невиданной боевой машине. Штатное шасси Т-80У было значительно удлинено и в результате вместо шести – стало семикатковым. Все для того, чтобы разместить на «Черном орле» необитаемую башню и значительно усилить лобовую броню.

Все это привело к увеличению общего веса нового экспериментального танка на 20−25 процентов. Но и итоговые примерно 48 тонн, на которые по этому показателю вышли омские конструкторы, позволяли «Черному орлу» оставаться значительно более легким, чем основные боевые танки НАТО. А, стало быть, – более подвижным и маневренным на поле боя.

К тому же перспективный танк собирались оснастить газотурбинной силовой установкой мощностью в 1500 л. с. Что повышало его удельную мощность до уровня 30 л. с. / т. А это значительно лучше, чем у любого из западных конкурентов 3-го поколения.

 

Еще сибирские конструкторы утверждали, что их новаторская необитаемая башня позволяет разместить в ней не только стандартное для российских боевых машин орудие калибра 125-мм. При желании в габариты такой башни можно втиснуть и 152-мм пушку с дальностью прямого выстрела до пяти километров. Что сразу же позволило бы гарантировано бить натовские танки на дистанциях, о которых вражеским экипажам оставалось бы только мечтать. Не только бронебойными, но даже и осколочно-фугасными снарядами. А с закрытых огневых позиций «Черный орел» мог бы стрелять по противнику не менее эффективно, чем это делают, скажем, основные пока в нашей армии самоходные артиллерийские установки типа «Мста-С» с орудиями точно такого же калибра.

Словом, в Омске была проделана очень важная для страны работа. Но завершена она оказалась в очень неудачное время. Если помните, в как раз те годы гособоронзаказ в России неуклонно летел в тартарары. Вооруженные силы разваливались. Обнищавшие офицеры в свободное от службы время подрабатывали таксистами или охранниками в казино. До доведения ли до ума «Черного орла» тогда было?

В итоге «Черного орла» прихлопнули буквально на взлете. Танкостроение в Омске прекратили вообще, поручив это дело и доверив оставшиеся скудные финансы мгновенно превратившемуся в монополиста нижнетагильскому «Уралвагонзаводу». С советских времен клепавшему тоже весьма неплохие дизельные Т-72 различных модификаций. Самые последние из которых мы потом назвали семейством Т-90.

У всех перечисленных танков была масса собственных слабостей и достоинств. Но главное: каждый из тех Т-72 был примерно втрое дешевле газотурбинных Т-80. Это и предопределило итоговый выбор Москвы.

А оставшимся ни с чем омичам пообещали, что их исследовательские и инженерные труды благодарная Родина не забудет. Обязательно использует в новых разработках «Уралвагонзавода».

В принципе – так и случилось. В этом убедились все, когда на свет божий на Урале к 2019 году явился почти футуристический и первый в мире пошедший в серию танк четвертого поколения Т-14 «Армата». Черты почившего в бозе «Черного орла» в нем угадывались, как говорится, невооруженным глазом.

Естественно, «Армата» – не копия, а собственная разработка тагильчан. Естественно, на сегодня это лучшая в мире боевая машина. Что единодушно, хотя и завистливо, признают даже за рубежом. Но ее массовая поставка в войска затягивается просто неприлично.

Выпущенные небольшой серией, Т-14 буквально мельком побывали сначала в Сирии, а затем – в зоне боев на Украине. Еще вышел танк «Армата» очень уж дорогим (в денежном смысле) для нашего оборонного бюджета.

Поэтому, очевидно, каждый Т-14, уже родившийся на свет, Москва бережет пуще глаза. Вот в этом-то важном обстоятельстве, полагает Military Watch, в Омске и попытались отыскать новые для себя возможности.

Издание констатирует: «С конца 1980-х годов на „Омсктрансмаше“ осуществлялась амбициозная программа по превращению Т-80 в танк следующего поколения, который концептуально был бы похож на Т-14…» И само же, не ссылаясь ни на какие источники, предлагает вариант с Т-100. Звучит, конечно красиво. Но откуда сведения, что точно так же считают и в Москве?

Но вот в чем, на мой взгляд, Military Watch прав, так это в том, что было бы достаточно глупо и расточительно после почти 30 лет простоя просто механически запускать в Омске конвейер для выпуска «изделий», основанных на технических решениях даже не вчерашнего, а позавчерашнего дня.

 «Остается неясным, в какой степени конструкция Т-80 будет модернизирована. В частности: будут ли и в какой степени включены в нее элементы конструкции „Черного орла“?», – задается действительно интересным вопросом американское издание.

Но резонно предположить, на мой взгляд, что хотя бы кое-что от «Черного орла» мы на омских танках скоро увидим. Полагаю, на выходе может быть сделана попытка наладить на «Омсктрансмаше» производство этакого танка в варианте «Армата-лайт». Чтобы вышел он не столь дорогостоящим, как тот, что уже серийно делают в Нижнем Тагиле. И, стало быть, потенциально более массовым. Но с боевыми возможностями существенно более высокими, чем у прежних советских Т-80.

Прежде всего – это уже отработанное на полигонах в России основное орудие 2А82−1М «Арматы» и его автомат заряжания. Которые, во-первых, позволят «потомку» Т-80 тоже использовать новейшие подкалиберные бронебойные снаряды повышенного могущества типа APFSDS «Вакуум-1». Точные характеристики которых до сих пор в секрете. Но по слухам для «Вакуума-1» не проблема гомогенная броня толщиной в 700−800 мм (у «Абрамса» этот параметр лобовой брони башни 863 мм, а корпуса – 663 мм) при нулевом угле встречи на дальностях до 2 километров. Что обеспечит лучшие в мире возможности против вражеской бронетехники.

Будет ли хотя бы одно из этих предложений оперативно реализовано в Омске? А, возможно, там придумают и кое-что получше? Как говорится: «Поживем – посмотрим». А назовут ли то, что получится у сибиряков, Т-100 или как-то иначе… Как нам разница? Лишь бы встреча с новым российским танком оказалась неприятным сюрпризом для танковых экипажей «Абрамсов», «Леопардов» и прочих.

Сергей ИЩЕНКО.