В чем настоящая цель существования России как наследницы великих империй.
Целью России должно быть построение общества социального капитализма, управляемого государством с преимущественно авторитарной системой власти, включающей в себя элементы демократии преимущественно на низовых уровнях.
Такую идею озвучил научный руководитель факультета Мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Сергей Караганов, ранее предлагавший нанести ядерный удар по странам НАТО с целью деэскалации конфликта на Украине.
Важным элементом такого общества, по словам политолога, должно стать единение, «ощущение себя единым народом, богоизбранным народом».
«И властям совместно с интеллектуальной элитой страны нужно разработать то, что мы называем Русской идеей, Русской мечтой, то, каким мы хотим видеть себя и Россию», — резюмировал он.
Достойна ли такая цель самой России как наследницы и преемницы двух великих империй, долгое время определявших судьбы мира? Не должна ли цель существования нашего государства выглядеть более глобально и внушительно? И что сделать, что она действительно стала Русской мечтой?
«Не свернуть на путь франкистов»
— Подобные измышления наводят на мысль, что интеллектуальная прослойка, обслуживающая партию власти, уже, образно выражаясь, бьется головой о притолоку, и это вполне объяснимо, — поделился мнением на этот счет доктор политических наук, секретарь ЦК КПРФ Сергей Обухов.
— Минувшие 30 лет существования России как ошметка СССР, были, по сути, подчинены одной цели — «отсечем национальные республики, станем частью Европы, будем попивать баварское пивко и отдыхать на Лазурном берегу». Ради этого, собственно, и затевалась перестройка с гайдаровскими реформами. А теперь эта цель, прикрывавшаяся «патриотизмом ельцинского розлива», как говорится, крякнула. И возникает вопрос — а что дальше?
Какая-то, уже, правда, минимальная, часть элиты все еще думает, что те времена еще вернутся. А другая, более внушительная часть ищет пути красиво «спрыгнуть с темы», вот и появляются подобные сентенции.
Сначала говорят, что капитализм себя исчерпал. Потом говорят, что нам нужно строить «патриотический социализм». Теперь вот автор идеи ударить по НАТО ядерным оружием говорит о «социальном капитализме». Однако совершенно очевидно, что от деолигархизации и социализма нам никуда не деться.
«СП»: То есть целью России должно все-таки стать построение «СССР 2.0»?
— Власть упорно не желает строить «СССР 2.0». Но Советский Союз, тем не менее, имел четкую миссию. Она, в частности, предполагала формирование советского человека как человека нового типа. Однако, если присмотреться к нюансам широко известного «морального кодекса строителя коммунизма», то мы увидим, что государственная политика СССР базировалась, как ни странно, на христианских заповедях.
Прежде, чем рассуждать о государственной цели России, особенно на фоне провозглашаемых сейчас у нас лозунгов о наведении мировой справедливости, ей, я полагаю, прежде нужно самой показать пример такой справедливости. А как тут показывать справедливость, если у нас капитализм, хоть «социальным» его назови, хоть как, и трудовой народ сильно ущемлен.
России нужно строить, прежде всего, просто общество социальной справедливости. У нее нет иного выхода, иначе она погрязнет в разных мутных схемах, утонет в них. Например, в нынешних разговорах вокруг философского наследия Ивана Ильина мне лично видятся попытки обосновать возможность, мягко говоря, какого-то прямо-таки франкистско-салазаровского пути страны, если не еще чего похлеще.
«СП»: Уж не какой-нибудь «новой монархии» или «новой империи»?
— Если говорить о монархии, то самый главный вопрос — а где монарх-то, кто он? Гоша Гоггенцоллерн, что ли, с его матушкой? А чем они послужили России? Где вообще тот род с колоссальным авторитетом, который на протяжение веков служил России, как Романовы, начиная с митрополита Филарета и еще раньше, с боярина Андрея Кобылы? Лепить монархов прикажете из Абрамовичей и Дерипасок?
«СП»: Но какая-то база для кристаллизации «Русской мечты», тем не менее, сейчас все-таки появляется?
— Объективно такая база складывается, потому что в России наконец-то занялись производством. А там, где производство, возрастает роль трудящегося человека, высококвалифицированного человека. Октябрьскую революцию тоже делали высококвалифицированные рабочие.
Вот этот-то по-настоящему средний класс и сметет в конечном итоге все остальные, паразитарные, формы в условиях СВО и новой индустриализации, расчистив место для общества социальной справедливости.