Жители севера Омской области наконец-то не будут мёрзнуть зимой
В Знаменский, Тарский и Тевризский районы начал поступать сетевой газ. Для этого были построены газопровод-отвод от газораспределительной станции «Большереченская» до ГРС «Тарская» протяжённостью 94 км, а также газопровод-связка длиной 5,5 км от ГРС «Тарская» до существующих сетей газораспределения. Наконец-то завершилась многолетняя история, в которой амбиции «первых лиц» региона и коммерческие интересы поставщиков коммунальных ресурсов создали проблемы десяткам тысяч людей.
В начале 1970-х годов неподалёку от посёлка Тевриз на севере Омской области было обнаружено месторождение природного газа, но специалисты оценили его как бесперспективное. Запасы «голубого топлива» скромные, затраты на разработку слишком высоки. Однако в 1997 году тогдашний губернатор Омской области Леонид Полежаев принимает «волевое» решение о начале газификации трёх северных районов за счёт этого Тевризского месторождения. «Собственный» газ тешит самолюбие чиновника, поднимая бедную полезными ископаемыми Омскую область на один уровень с богатой Тюменью. Газопровод Тевриз — Знаменское — Тара становится одним из лозунгов выборной кампании Полежаева в 1999 году.
Начинается разработка месторождения, строится газораспределительная сеть. Параллельно идёт «оптимизация» муниципальной системы теплоснабжения. В райцентрах и крупных посёлках закрываются угольные котельные, владельцев некогда благоустроенных квартир вынуждают за свой счёт ставить индивидуальное отопительное оборудование. Несколько «приближённых к власти» фирм получают широкий фронт работ. К середине 2000-х к «голубому топливу» в трёх районах подключены уже более четырёх тысяч абонентов.
Первые тревожные звоночки раздались в конце 2012 года: из-за морозов подача газа приостанавливается — не хватает давления. Областные власти заявляют о необходимости бурить новые скважины из-за истощения действующих. Но губернатор Виктор Назаров, пришедший на смену Полежаеву, причём с поста директорского кресла ЗАО «Омск-регионгаз», останавливает областную программу «Развитие Тевризского участка недр (2013—2016 гг.)», которая предусматривала строительство четырёх новых скважин. Всё-таки Назаров был специалистом и понимал, что советские геологи правы.
В 2015 году правительство Омской области предпринимает попытки избавиться от Тевризского месторождения — «головной боли» региональных властей. Объявляется о приватизации ОАО «Тевризнефтегаз». Однако эти усилия оказываются тщетными. Продать «актив» омские власти пытаются в 2020, 2022 и 2023 годах, но каждый раз аукционы признавали несостоявшимися из-за отсутствия заявок. В 2023-м чиновники оценивали предприятие на уровне 120 млн рублей (чуть дороже «долинской» квартиры в Москве).
Ежегодно в морозы происходят аварийные отключения газа. При том, что «на газу» живут практически все некогда благоустроенные многоквартирные дома, в которых не предусмотрены не только дровяные печи, но и места для них, и можно представить, каково приходится людям.
Конечно, правительство области пытается что-то сделать. Выделяются средства на «реанимирование» скважин. Расконсервируется скважина №6. Но тут — новая беда. Газ из неё поступает в смеси с водой, и, естественно, в морозы оборудование, как говорится, встаёт колом. В итоге за счёт ресурсов области проблема оказывается неразрешимой, но власти пытаются как-то «замести её под ковёр», ведь коммунальная катастрофа в трёх районах — это жестокий удар по имиджу губернаторов.
Депутатам от КПРФ удаётся «вытащить» проблему на федеральный уровень. Депутат Госдумы РФ Андрей Алёхин несколько раз выступает на пленарных заседаниях, рассказывая о бедах северян. Уже на уровне Москвы принимается решение построить отвод от существующего магистрального газопровода «Газпрома». Эти работы идут в течение более трёх лет, и вот они наконец-то завершились.
По информации, прозвучавшей в честь торжественного открытия новой газовой «ветки», она обеспечит бесперебойное газоснабжение существующих потребителей, а это более 3,7 тыс. домовладений и 17 котельных на севере региона, и формирует условия для дальнейшей газификации. Создана техническая возможность для первого подключения к природному газу ещё более 6,2 тыс. домовладений.
Всё хорошо, что хорошо заканчивается?

