КПРФ

КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОМСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

ВКонтакте Одноклассники Facebook Youtube RSS

Олег Смолин: Воспитание и патриотизм

12.09 10:02

Минобрнауки РФ планирует создать под своим руководством научный совет по патриотическому воспитанию в вузах. Об этом рассказала режиссер-документалист и руководитель культурных проектов Комитета семей воинов Отечества Олеся Шигина.

— Проехав по огромному количеству вузов, мы поняли одно: то направление, та нота, которая взята в основе патриотического воспитания, иногда вредит этому воспитанию, а не помогает, — сказала Шигина во время дискуссии «Борьба с патриотическим воспитанием. Сила в правде» на Восточном экономическом форуме.

По ее мнению, сейчас вузам «нужны какие-то новые форматы» для патриотического воспитания.

— Многие педагоги в растерянности, они не понимают, что делать, то есть у них нет определенного языка риторики, — заявила Шигина. — Мы выходим с предложением организовать научный совет.

На мой взгляд, эффективность научного совета по патриотическому воспитанию зависит от того, кто будет в составе совета, а также чем и как он будет заниматься.

Например, что, когда представили первую версию курса «Основы российской государственности», нам рассказали: в его подготовке приняли участие 3 тысячи преподавателей высшей школы. Я в ответ заметил, что, наверное, поэтому он напоминает известное письмо из «Трое из Простоквашино», которое начинается со слов «живу хорошо», а заканчивается так: «То лапы ломит, то хвост отваливается». Каждый из ученых пытался вписать в курс что-то свое — получилась эклектика. И среди ценностей в нем даже не было свободы, справедливости и прав человека.

Хочу напомнить позицию Константина Ушинского: педагогика не столько наука, сколько искусство. Педагогика считалась им высшим искусством. В этом смысле он шел за Иммануилом Кантом, который заявлял, что «два человеческих изобретения можно считать самыми трудными, а именно: искусство управлять и искусство воспитывать».

Так вот эффективность совета будет зависеть от того, насколько вузовские преподаватели способны реализовать даже самые правильные идеи, от того, будет ли воспитание живым, антибюрократическим или мертвым, то есть для галочки, количества мероприятий и отчетов. Поживем — увидим.