Уже давно высказывал я в своих заметках такую мысль: если-де снять честное, откровенное кино о нынешнем, «демократическом», детстве-отрочестве, это будет триллер покруче американских классических «икон жанра». И, с другой стороны, такой фильм раскроет глаза обществу на губительность буржуазного общественного строя, намеренно превращающего подрастающее поколение в монстров.
И сейчас, спустя десяток с лишним лет, мои взгляды ничуть не изменились. Сделаю только поправку: создатели такого кино сами должны быть людьми антибуржуазного мировоззрения!
ФИЛЬМ «Простой карандаш», показанный в эфире ТК «Культура» 20 марта и заявленный в анонсе как «портрет поколения», вызвал у меня естественное любопытство: что же скажут на сей раз об этом «мастера культуры»? Посмотрел… Скажу откровенно: портрет поколения, растущего в атмосфере попрания всего святого, действительно удался. Социальных же оценок, нравственного анализа, осмысления, размышления – не было… Только голая констатация факта.
Представляла картину ее создатель, автор сценария и режиссер Наталья Назарова (известна как актриса – например, в роли Люси – подруги Риты – в лирической комедии 1981 года «Любимая женщина механика Гаврилова», и в роли мамы главной героини – юной гимнастки Тани – в спортивной драме 1988 года «Куколка»). Сразу обратили на себя внимание ее драные на коленях джинсы – признак нынешней «продвинутости», солидарности с молодежным «стилем»… Ну да ладно – перейдем от мелочей непосредственно к делу.
Итак, сюжет таков: в отдаленный поселок приезжает из Санкт-Петербурга учительница рисования и черчения – в местной колонии «безвинно» отбывает срок ее супруг (правда, вскоре там же и умирает), и устраивается в местную же школу. Всех учеников держит в страхе Мишка Пономарев – терроризирует, избивает, вымогает деньги, отказывается подчиняться учителям. Ходит гоголем: как же, его брат бандит, скоро на волю выйдет! Боятся его даже взрослые. Приходит учительница в местное отделение полиции, просит разобраться – нельзя же такое терпеть! Но и там все это прекрасно знают, но сделать ничего «не могут». Так прямо и говорят: знаете что, если есть такая возможность – уезжайте отсюда.
Проживает Антонина Максимовна, так зовут учительницу, на квартире у хозяйки-маргиналки, которая и с сыном своим разговаривать по-человечески не умеет, да и не хочет. «Витамины? Да моя мать и слова-то такого не знала… Зато лифчики свои знаешь как пропивала, и под мужиков клала!» Даже не учитывая возраст хозяйки, ясно, что было это в перестройку и 90-е годы, когда с провозглашением сверху «свободы» часть общества «с облегчением» скинула с себя «бремя» нравственных установок (соблюдения которых требовала советская мораль) и пустилась во все тяжкие, делая «только то, что хочется», а не то, что надо (пример циничного «юмора», зародившегося именно в те годы: «Есть такое слово – «надо». Узнать бы, кто его придумал, да руки-ноги ему поломать…»).
Кто-то спросит: а что раньше – до перестройки – такого не было? Да всегда бывало всякое, но в том-то и дело, что народ тоже воспитывать надо, вытравливать из его сознания-подсознания всякую погань! А заблудшие души тянуть за уши к свету, хотя бы пытаясь раскрыть им глаза на другую жизнь – жизнь здорового большинства… Чем с успехом и занималась Советская власть вплоть до начала перестройки. Те же «матери», пропивающие честь и совесть, подкладывающие своих дочерей под собутыльников – были явлением абсолютно нетерпимым! Перестройка же выпустила на волю все самые дикие, животные инстинкты – и началось расчеловечивание… Пресса так смаковала всю похоть, всю грязь – многие смирились: что, мол, поделаешь – такова жизнь!
«Такова жизнь…» А должна ли она быть такой? И вообще, разве не была в наших городах и поселках, деревнях и селах другая жизнь – когда и страна называлась по-другому?.. О той, другой жизни никто из героев фильма и не вспомнил. Ни словом, ни полусловом. Ни намеком, ни полунамеком… Словно память отшибло! И это не случайно.
Антонина Максимовна, попытавшись однажды завести в педколлективе разговор о том, что недопустимо терпеть террор одного наглеца над всеми детьми, понимания не нашла… С одним из коллег, учителем истории (и еще много чего) Андреем Ивановичем, у нее вспыхнул острый конфликт. Дело в том, что учительница сумела собрать целый круг учеников-единомышленников, полюбивших ее всей душой, и благодаря ее урокам влюбившимся в живопись и графику. Вокруг Мишки же Пономарева плотилась вся отпетая шпана – и образовались как бы два противоборствующих лагеря… Андрею Ивановичу было привычнее видеть таких, как Мишка и его друзья, – это и определило его убеждения. Ох и взбеленился же он, узнав, что Антонина Максимовна обнаружила в одном из учеников несомненный талант художника, и решила поспособствовать мальчику в развитии его дарования!.. «И вы что, намерены протянуть ему руку помощи? Хотите вытащить детей из этого дерьма? А они не думают, что живут в дерьме! Им хорошо и так… А все эти хождения в народ всегда плохо заканчивались, и вы прекрасно знаете это на русском примере. Хотите знать, почему? А потому, что каждому свое! Каждому! А им кроме пива, футбола и шашлыков по выходным – ничего и не нужно! Плевать они хотели на вашего Микеланджело! Быдло! И не вторгайтесь в их жизнь! Всколыхнете их, такие демоны поднимутся – вас же первую и сожрут…» «–Так что же, оставить все как есть?» «Нет, почему же… Или вы думаете, что совершаете подвиг? А подвиг ваш уже то, что ходите в эту школу, получаете эту зарплату, живете в этой дыре, в этой стране, без всякой на то надежды…»
Вот тут хочу припомнить забывчивым, а заодно и просветить несведущих: именно эти слова – «Каждому свое» – красовались на воротах гитлеровских концлагерей!
АВТОР картины, похоже, вполне согласна с суждением историка в контексте «эта страна». И, будучи явно лояльной к существующей власти и ее строю, соображает, что напоминание о других временах жизни нашей страны с совсем другими бытием и сознанием, что намеки на возможность оздоровления общества и в наше время способны «всколыхнуть демонов» протеста в душах зрителей, подтолкнуть к окончательному прозрению… А можно ли допустить такое сегодня, когда «кругом враги России?»
Страсти меж тем нешуточно накаляются, наводя на мысль: что-то должно произойти… И это происходит. Вот ребята помогают любимой учительнице донести до школы коробки с полученными на почте гипсовыми барельефами. Им дорогу преграждают Мишка и его головорезы. Отбирают коробки, вспарывают, вываливают содержимое на землю, бьют, хохочут… Антонина Максимовна пытается их урезонить – избивают и ее. Мишка сбивает ее с ног, наваливается на нее… Один из Мишкиных друзей не выдерживает, запускает обломок барельефа в его голову. Мишка падает «в отключке», ребята – и те, и другие – разбегаются кто куда.
«Спотыкающаяся» на протяжении всей этой сцены фонограмма свидетельствует о том, что для телепоказа из нее была вырезана, сами понимаете какая, лексика. Очень показательно: без мата-перемата какое же «наше новое кино», такое все «честное-пречестное», в отличие от «ханжеского совдеповского»?..
А вскоре в дверь квартиры, где Антонина Максимовна снимает комнату, ломится пара амбалов – явно «мстители» за Мишку… Хозяйка прячет постоялицу в какую-то каморку и открывает дверь. Амбалы врываются в квартиру, бесцеремонно осматривают комнаты – и, не найдя того, кто им нужен, уходят. Выпустив «узницу», хозяйка велит ей поскорей убираться…
Впрочем, учительница и сама решает уехать домой – все равно супруга в живых уже нет, и еще при жизни в последнем телефонном разговоре на проходной зоны он советовал ей ехать обратно: мол, тебе все равно здесь жизни не будет… Но хочет взять с собой того самого мальчика, своего ученика. Уговаривает его собрать документы, отправиться с ней в город на Неве, обещает устроить его там в интернат, дать ему возможность спокойно учиться и совершенствовать свой художественный дар. В те же дни «откидывается» с зоны Мишкин брат, намеревается «разобраться» с уезжающими «смутьянами». Заметим, что Мишка пытается ему помешать, – ведь ей, учительнице, он обязан жизнью! Однако уголовник все же зверски избивает ее, а вот до бесчувствия или же до смерти – так и осталось покрыто мраком неизвестности. Далее следуют кадры с местной карандашной фабрики – автор, видимо, сим намекает, что здесь это единственное какое-никакое производство. Затем показывается мальчик, уплывающий в одиночку от родных берегов, – и титры… Смазанный, не доведенный до логического конца финал!
В ЦЕЛОМ же нравственная катастрофа нашего общества, отраженная в картине, представлена как некое стихийное бедствие. Как чума, как градобой… Но мы, думающие, сознаем: бедствие это самое что ни на есть рукотворное! Запустили его 33 года назад «демократы первой волны», под лозунги о неких «общечеловеческих ценностях» и о какой-то «настоящей свободе», которой наш народ якобы не видел никогда, поставившие под вопрос советские, а равно и традиционные русские идеи, идеалы и ценности. Среди которых, кстати, одним из важнейших было почитание детьми учителя как родителя!.. Вот ведь и после августовского переворота вслед за КПСС и ВЛКСМ были разогнаны октябрятская и пионерская организации именно из-за их ленинской, коммунистической сути. Мотивировалось это так: взрослые, мол, и то давно разуверились в идеалах, давайте хоть детскую психику пожалеем! Одной из главных примет «новой России» вскоре стали… мальчишки, моющие на перекрестках иномарки «новым русским».
Вот и считайте, какое по счету с 1992 года поколение, не ведающее ничего святого, взращивается… Плоды нравственного распада вошли в полный цвет. А то ли еще будет, ежели «инженеры душ» продолжают взирать на все это с философским спокойствием: куда, мол, денешься – время нынче такое!
Официозным СМИ вполне дозволено обличать сегодняшний тотальный беспредел. Но при этом – боже упаси! – никакой конкретики чтобы не было: кто во всем этом повинен, что со всем этим делать… Как будто так всегда и было, и только с приходом гласности и открытого общества стало бесполезно это скрывать! В «нашем новом кино» – установка на ту же стерильную «политкорректность». Именно такие фильмы – без внятной морали, без нравственных вопросов и ответов – усугубляют разброд и шатание умов, укореняют пораженческие настроения. Это для таких, как я, подобные «Простому карандашу» ленты – объекты досконального, практически, покадрового, обзора и анализа. Обывательщины, не склонной к глубоким осмыслениям – увы, пока еще несравнимо больше, в чем и вся беда… Власть старается, чтобы «баб Зин» и «дядь Вань» не уменьшалось, а только прибавлялось…
Аналогичной, по большому счету, пустышкой был и фильм «Училка», показанный 23 ноября прошлого года той же «Культурой». Такая же голая констатация нынешней подростковой разнузданности – и ни малейшего намека на то, откуда это взялось, кто и что тому причиной.
ОБЩЕСТВО приучают к мысли, что весь нынешний бардак – тяжкий крест, который на роду написано нести «этой стране». Беспросветность, но вы держитесь – Бог терпел и нам велел!
Надо помнить, что создан ТК «Культура» был в 1997 году по распоряжению президента Ельцина, в бытность министром культуры Швыдкого – верного ельциноида. И что ныне в Минкульте, при финансовой поддержке которого и был создан «Простой карандаш», заправляют всем те же ельциноиды – птенцы гнезда Швыдкого. Деньги они дают только тем, кто в творениях своих, даже самых остросоциальных и остроактуальных, будет либо старательно и осознанно избегать острых углов, либо ходить-бродить вокруг да около, пытаясь отыскать правду с истиной там, где ими даже не пахнет.
Какой честности, какой откровенности от таких «творцов» можно ожидать? Только «стерильно-политкорректные» суррогаты, опустошающие душу… и не дающую ни уму, ни сердцу ровным счетом ничего.
Дмитрий ПЕТРОВ.
г. Омск.