Красный путь
Красный путь

Жириновщина

Жириновщина — явление, которое невозможно не заметить и нельзя игнорировать в общественно-политической жизни современной России. Получив название от имени основателя и бессменного лидера ЛДПР, это явление имеет объективную природу своего происхождения. Оно возникло на закате горбачевской перестройки, а дальнейшее развитие получило в процессе реставрации капитализма в России: с появлением олигархического, крупного компрадорского, капитала реставрировалась и многочисленная мелкобуржуазная среда. Она – социальная почва жириновщины, являющейся одним из течений или разновидностей политического мещанства. О чем и пойдет речь в данной статье.

Гоголевский типаж

Владимир Вольфович Жириновский – главный идеолог современного политического мещанства, что стало массовым явлением в нашей стране: за ЛДПР голосуют миллионы. Он не просто отражает неустойчивость, колебания, резкие перепады социального настроения мелкобуржуазной среды, но и придает этому настроению агрессивный характер, направляя его в русло политической реакции. Делает это под прикрытием так называемого истинно русского патриотизма, рекламируя себя защитником интересов русской нации, русского народа. Но, как говорится, обо всем по порядку.

Можно сказать, что Владимир Жириновский буквально ворвался в политическую жизнь страны в последние два года догоравшей «перестройки». Его выступления на радио и в телеэфире не могли не обратить на себя внимания: свободная речь, бьющая через край энергия скорострельного слова, образная хлесткость речи и непривычно высокий ее темп. Держался молодой тогда еще Жириновский раскованно, артистично. Уже в дебюте каждое его выступление воспринималось как политическое шоу. Многим бросался в глаза американизированный стиль его публичного слова. Да и манера говорить и держать себя напоминала, напоминает и сейчас, заимствованный с Запада рекламный, имиджевый характер поведения, принцип которого – быть в центре публичного внимания во что бы то ни стало. Для этого предназначены эпатаж, скандалы, обличение противника, не выбирая выражений. И, конечно же, нескончаемое словоизвержение: не хочешь, да услышишь. В дни думских и президентских выборов не случайно шутят: «Включи утюг – услышишь Жириновского».

Но при всей американизации стиля поведения Владимир Вольфович Жириновский – явление национальное. Он тот типаж русской жизни, что запечатлен Н.В. Гоголем на страницах его бессмертных «Мертвых душ». Вспомните, кто постоянно устраивал скандалы и эпатировал окружающих художественным враньем. Не просто врал, а творил в своем воображении то, чего не было, но во что самому-то верилось. Даже выведи такого на чистую воду, а с него как с гуся вода… Ну, конечно же, это гоголевский Ноздрев. Как говаривал сам Гоголь, Ноздрев живуч, и мы еще не раз увидим его, но в ином обличье.

Но только ли Ноздрев живет во Владимире Вольфовиче?.. Живет в нем и вездесущий Хлестаков с его легкостью мысли необыкновенной, что возвещает нам: «Я везде! Я везде!» В этом можно было убедиться совсем недавно. В июне 2016 года в радиопередаче «Пиджаки» Жириновский с жаром утверждал: «Сейчас нам нужно обеспечить победу ЛДПР… Это быстро отрезвит Запад. Добиться победы Жириновского на выборах 2018 года. И все, Запад поднимет руки вверх! С ума сойдет Запад». И вследствие этой победы вот что произойдет на Украине: «Церковь сразу восстановится. Мы восстановим все наши границы. И тогда украинское правительство сбежит за 24 часа, если я въеду в Кремль. Я в Кремль въеду в 12 часов дня, а они в 2 часа дня уже разбегутся все на Украине. Все!.. Всех отдам под суд. Московский военный гарнизонный трибунал». Ну чем не Хлестаков?.. Однако далеко не все именно так воспринимают блеф Жириновского.

Всегда на стороне сильного

Чем Жириновский захватывает души обывателей, так это прежде всего ураганным обличением презираемых в народе разрушителей страны. Книга Жириновского «Последний вагон на север» несет в себе идею неотвратимости возмездия разрушителям великой державы, а ее автор предстает перед читателем как провозвестник этого возмездия. Для обывателя он и судья, и прокурор, сила, карающая как внутренних, так и внешних врагов России. Поэтому Владимир Вольфович, как говорится, работает под народ, пользуясь лексикой, близкой к ненормативной, – к чертовой матери так называемую политкорректность!..

Но почитайте книгу повнимательнее, и вы убедитесь, что в отношении тех, за кем стоят весьма влиятельные внешние силы и кто занимает далеко не последнее место в «пятой колонне», Жириновский предельно политкорректен, более того – льстив. Вот что он пишет о Чубайсе: «Анатолий Борисович Чубайс. Я уже не раз писал и говорил о нем. Я противник давать клички. Рыжий, красный, синий. Это не имеет значения. Это в принципе человек, который достаточно образован, имеет неплохие организаторские способности… Анатолий Борисович способен к маневрам. Тот факт, что сумел обмануть всех наших доблестных генералов, говорит о том, что этот человек и реалист, и силен. А сильные всегда побеждают».

Что примечательно: в адрес Ельцина, пока тот был жив, Владимир Вольфович ни одного хлесткого слова себе не позволил. Он рьяно защищал его, когда в мае 1999 года Госдума по инициативе фракции КПРФ рассматривала вопрос об объявлении импичмента первому президенту России. Жириновский использовал тогда довольно пошлую, мещанскую, аргументацию защиты: в катастрофическом состоянии страны виноват­де не Ельцин, а США и «пятая колонна». По Жириновскому выходило, что Ельцин никакого отношения к «пятой колонне» не имел. Эту же мысль в несколько отредактированном виде он повторил в своем отклике на смерть Ельцина: «Сегодня мы также видим, что неудачи, связанные с экономикой, внешней политикой и ситуацией на Кавказе, – это во многом ошибки советников и консультантов».

Историческую заслугу Ельцина Жириновский видел в том, что он, Ельцин, «подарил народу России свободу» и добился «декоммунизации и десоветизации России». Последнее послужило, по нашему убеждению, главной причиной защиты лидером ЛДПР презираемого уже тогда, в 1999 году, громадным народным большинством президента РФ.

В решающий момент перед тайным голосованием Жириновский пытался обелить Ельцина. И он, можно сказать, спас его: именно голосов фракции ЛДПР не хватило для отрешения его от власти.

Воинствующее невежество

Патологический антисоветизм и антикоммунизм Жириновского – классический образец современного политического мещанства. В своей ненависти ко всему советскому он, бывает, срывается до политически курьезных, анекдотических высказываний. Так, в упомянутой ранее радиопередаче «Пиджаки» Владимир Вольфович с политической страстью утверждал: «Зачем, вообще, поддерживать большевиков. Сегодня Украина в крови. Мы проигрываем чемпионат во Франции. Это все из-за них!»

Жириновский – антисоветчик и антикоммунист до потери здравого смысла. О том свидетельствует не имеющая авторства книга «Русская драма», которая вышла в свет в этом году, конечно же, не без санкции председателя ЛДПР. Примечательно название первой главы книги: «Добрая Российская империя». В ней Россия Николая II представлена в качестве ведущей страны мира как в экономическом, политическом, так и в культурном отношении. Знающим отечественную историю начала ХХ века остается только плечами пожимать да разводить руками. Судите сами.

Вот лишь некоторые извлечения из названной книги:

«К 1913 году Россия твердо встала на путь индустриализации» (без комментариев);

«К 1916 году грамотных в империи насчитывалось не менее 85%» (без комментариев);

«В 1913 году Россия – … лидер машиностроения» (без комментариев);

«Россия в царствование Николая II достигла высшей степени благосостояния, даже несмотря на неудачную для нее русско-японскую войну и спровоцированные спецслужбами Запада и японской разведкой революционные потрясения 1905 года».

Итак, внутренних причин революции 1905 года просто не существовало. Она была спровоцирована действиями внешних сил. Этой версии придерживается ЛДПР и в отношении Февральской и Октябрьской революций 1917 года. По Жириновскому, существовала «добрая Российская империя». Все в ней процветало – мир да благодать. Никаких вам классовых противоречий, никаких причин для революционной бури.

Попытка обелить царскую Россию времен Николая II, чтобы представить Великую Октябрьскую социалистическую революцию как роковую ошибку истории либо как импортированную с Запада, – совершенно очевидный признак политической реакции, доставляющий удовлетворение воинствующему мещанству. Оно страшится кардинальных перемен, революции как огня боится. В невежестве своем принимает за социальную революцию так называемую революцию цветную, то есть смену клик или кланов.

Без зазрения совести

Но антисоветизм и антикоммунизм Жириновского не мешают ему и его «соколам» славить Советский Союз. В уже упомянутой книге «Русская драма» читаем: «Нам есть что взять из СССР в современную Россию. В СССР существовала мощная система социальных лифтов. И карьеру самого высокого уровня мог сделать и рабочий, и крестьянин, и служащий, и научный сотрудник. В Советской России судьба ее гражданина зависела только от него самого, а не от количества денег на его счетах и принадлежности к политическому или финансовому клану».

Заключительный аккорд этого текста: «До 1991 года мы жили в стране, с которой считались во всем мире. Она являлась державой номер один». А далее следует то, что можно назвать гимном советским культуре, науке и технике. И ведь все сказано абсолютно верно, что для неискушенных в истории может послужить основанием для вывода: но если это правда, то, стало быть, правда и все то, что сказано о дореволюционной России. Ну не могут же люди так раздваиваться?

Могут и делают это без зазрения совести. Нельзя недооценивать редкого политического чутья, цинизма и прагматизма Жириновского. Он отлично сознает, что сегодня, когда в народе происходит переоценка ценностей советской истории и растет интерес к ней, в особенности к Сталину у молодежи, на антисоветизме далеко не уедешь. Но и отказаться от антисоветизма и антикоммунизма тоже нельзя: потеряешь лицо и не будешь угоден власти. Чтобы собрать урожай на поле КПРФ, Жириновский вступает в конкуренцию с коммунистами в пропаганде всемирно-исторических достижений СССР.

Мистификация «русского вопроса»

Паразитирование на прославлении державной мощи СССР и ее наивысшего выражения в Великой Победе 1945 года характерно для политического мещанства современной России. Это все равно что засветиться в лучах великой славы, что всегда немаловажно для мещан от политики: греться у чужого, не тобой разведенного костра. Типичное проявление мещанского хамелеонства – при откровенном антисоветизме признавать неискоренимые в народной памяти великие символы советской эпохи: Великую Победу, полет Гагарина, советские песни…

Мещанское хамелеонство свойственно не только ЛДПР, но и ее партнерам: «Единой России» и «Справедливой России». Все они стремятся приватизировать великие советские символы, дабы лишить их социалистического содержания. Жириновский в этом преуспел более других, разыгрывая карту ЛДПР как «третьей силы», в отличие от господствующей «Единой России» и непримиримо оппозиционной КПРФ.

Жириновский сеет среди доверчивых простаков иллюзию возможного всеобщего примирения при социальном расколе российского общества – никакой тебе классовой борьбы за социальную справедливость. В ней он видит одно лишь кровавое насилие, а имена Ленина и Сталина вызывают у него приступ ярости. Событие, изменившее весь мир и определившее ХХ век как век России, – Великая Октябрьская социалистическая революция, подготовленная всем ходом отечественной истории, для лидера ЛДПР не более чем результат большевистского заговора.

Отдадим должное лидеру ЛДПР: с момента образования его партии и по сей день он выступает трубадуром «русского вопроса», говорит, где только можно, о трагедии русского народа. И это находит отклик не только в мещански-обывательской среде, но и среди всех, кому дорого чувство поруганного русского патриотизма.

Но в обличении русофобии и описании бедственного положения русского народа ничего нового у Жириновского и ЛДПР нет. Нет ничего нового и в предложении ими пресловутого «третьего пути» развития России в противовес западному капитализму и советскому социализму. Только на этом пресловутом пути державного, великорусского «национал-капитализма», что просматривается в речах Жириновского, может быть, согласно ему, решен «русский вопрос».

Короче говоря, великому Советскому Союзу наш элдэпээровский поклон и… поворачиваем историю вспять: возвращаем Россию-матушку к дореволюционному государственно-территориальному устройству. Однако не приведет ли возврат к этому давно пережиточному устройству многонациональной России к новому (и, возможно, роковому) росту национализма в национальных республиках? Вопрос риторический. Политическая реакция, а то, что предлагает Жириновский, иначе не назовешь, сделает реальной угрозу распада России в самой жестокой его форме — религиозной (ислам против православия). Вместо обещанного окончательного решения «русского вопроса» случится его катастрофическое обострение.

Ничего не менять!

«Ничего не менять!» – таково негласное политическое кредо Жириновского и его партии. Власть и крупный капитал это высоко оценивают и не обходят ЛДПР вниманием, оказывая ей отнюдь не моральную поддержку. ЛДПР – респектабельная буржуазная партия, что скрыто за ее фасадом как якобы партии простых русских людей. Если же убрать словесную «патриотическую» мишуру, то в сухом остатке окажется: ничего не менять! В этом вся суть жириновщины, в этом весь Жириновский.

На государственном телеканале «Россия­1» из него делают политического вещуна-пророка при всей очевидности провалов его предсказаний. Не он ли еще вчера под шампанское поздравлял Россию с избранием Д. Трампа президентом США?..

Жириновские приходят в смутные времена самозванства и уходят, когда эти времена кончаются. Не им Россию возрождать.

Юрий БЕЛОВ.

(Полный текст – в газете «Правда» №84).

 

Категория статьи

Вы хотите получать правдивую информацию о жизни в нашей стране, регионе, городе?

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА ГАЗЕТУ «КРАСНЫЙ ПУТЬ» НАША ГАЗЕТА ОППОЗИЦИОННАЯ, ПЕРЕД ВЛАСТЯМИ НЕ ПРОГИБАЕТСЯ.

Вы найдете чтение по душе:

о деятельности известных политиков и мастеров искусств, об экономике и культуре, криминальную хронику, спортивные новости, информацию о том, как правильно рассчитать пенсию, оформить ребенка в детский сад, получить самую разнообразную, а главное — полезную консультацию.

ПОДПИСАТЬСЯ НА «КРАСНЫЙ ПУТЬ» ВЫ МОЖЕТЕ:

В ПОЧТОВЫХ ОТДЕЛЕНИЯХ. Подписной индекс: 53091;

В РАЙКОМАХ КПРФ. За справками по этому виду подписки можно обратиться по телефонам: 25-13-82, 32-50-07, 32-50-08.

Приобрести свежий номер газеты вы можете и в коммерческих киосках.

Сведения о редакции

Погарский Адам Остапович

глaвный редактор

тел.: (3812) 32-50-07

Марач Вера Георгиевна

ответственный секретарь

тел.: (3812) 32-50-07

Посмотреть всех