Мы, конечно, понимаем, что статистика стерпит все и, следуя «непредвзятой цифре», мы уже по уровню жизни почти догнали Америку с Европой. А если по существу, по поводу выступления заместителя главы департамента Игоря Кожухова, так сразу хочется ему возразить. Например, он утверждает: якобы закрытый и неработающий маршрут №322 по просьбе тысяч омичей продолжает свою работу. Возит пассажиров, а предприниматели продолжают отстаивать свои права и права пассажиров в суде и тех службах, где девизом является «Защищая конкуренцию, мы защищаем основы государственного строя, основы предпринимательства и основы экономической жизни».
Или вот Игорь Кожухов говорит: «Мы за два месяца заработали 11,3 миллиона рублей» (после того как запретительными мерами были убраны с маршрутов частные перевозчики), что, вероятно, очень здорово. Да только стоит ли затеянная игра свеч?
Давайте попробуем вспомнить младшую школу. Арифметику. Задача: У князя N-ского было 650 телег для перевозки рабочих. Рабочие оплачивали каждую поездку в телеге. И так происходит 60 дней. За это время князю принесли
1 130 000 монет. Вопрос: сколько принесла каждая телега монет в день? Вы не поверите – около 300 рублей в день! Так стоило ли из-за этого городульки городить, если план на микроавтобус частника 2500 – 3000 рублей. Чему ж тут радоваться?
Вчера увидел письмо, направленное департаментом в ООО «Город», относительно закрытого 322 маршрута, и не перестаю удивляться. Господин Мартыненко здесь уже утверждает, что исследования пассажиропотока и экономической эффективности при решении вопроса об отмене маршрута законом не предусмотрено!? Позиция весьма интересная и даже веселенькая, особенно если учесть, что совсем недавно в своем письме председателю Омского горсовета Галине Горст мэр Вячеслав Двораковский прямо указывает на вышеуказанные причины закрытия этого маршрута.
Дальше еще интереснее. Будто бы предприниматель, работающий на 322м маршруте, якобы грабит население, возя пассажира за 25 целковых, а вот 22й маршрут, обслуживаемый социально ответственным бизнесом, к тому же муниципальным, выставил тариф 22 рубля, а школьник едет вообще за 16. Однако это не так. РЭК установил предельный тариф в районе 30 рублей, и соответственно пассажир на автобусном маршруте №22 платит 22 рубля, а 8 рублей разницы выпадающих доходов автопредприятию компенсирует бюджет города Омска. Итого получается 30 рублей. Городской Совет определил на 2017 год 251 миллион рублей доплаты департаменту транспорта, и еще сто миллионов предполагается позже. А вот предприниматель не получает никаких выплат из городской «кормушки». Поэтому у меня возникает вопрос: я не пользуюсь общественным транспортом, я плачу налоги, из которых в том числе формируется бюджет города, почему я должен доплачивать за тех людей и тем людям, которых я даже не знаю?
Однако надо признать, на омских чиновников порой ниспадает откровение. Тот же Игорь Кожухов четко обозначил основную причину «кончины» маршрутов в Омске – сокращается количество автобусов, горожане прекращают их ждать, резко падает пассажиропоток, и маршрут по этой причине закрывается. Так в начале года «умер» 77й маршрут, такая же участь в ближайшие месяцы, скорее всего, постигнет 94й, 90й, 96й маршруты, а также 87й и ряд других. А предприятия, в свою очередь, не могут укомплектовать все маршруты достаточным количеством подвижного состава – им просто не хватает водителей, чтобы выпускать в рейсы больше автобусов.
Вместе с тем через полгода в Омске должна появиться новая транспортная система, на которую возлагаются большие надежды. По словам чиновников, за полгода подрядчик должен разработать оптимальную схему: указать, где перебор транспорта, где, наоборот, нехватка, какой вместимости и с каким интервалом необходимо использовать машины и т.п. Пока чиновники не могут сказать, насколько кардинальными будут изменения, возможно, появится всего несколько новых маршрутов. Стартовая цена контракта составляет 2,5 млн рублей. Но уже сегодня хочется спросить, а зачем в Омске устраивать некие транспортные революции с сокращениями маршрутов, изгнанием перевозчиков? К чему ставить телегу впереди лошади?
Скорее всего, игра с сокращением маршрутов, с разработкой новой транспортной карты – это всего лишь бизнес, направленный на передел рынка и получение дополнительного дохода определенным кругом лиц. А простые люди, их просьбы, жалобы и рекомендации – это так… В рамках статистической погрешности.
Андрей ФЕДОРОВ.