В далеком 2000 году несколько парней и девчонок, будущих инженеров ЖД, мечтающих вкусить романтику, под размеренный перестук вагонных колес принялись путешествовать по стране в качестве проводников.
7 июля 2013 года в Краснодарском крае, на перегоне станций Кисляковская – Крыловская, произошло крушение поезда №140 сообщением «Новосибирск–Адлер». В результате аварии с рельсов сошли 11 из 19 вагонов, из-за чего травмы различной тяжести получили 25 человек. Однако пострадавших могло быть намного больше, если бы не четкие и грамотные действия бригады проводников, в которой находились и мы, студенты-омичи. Этим же рейсом на строительство олимпийских объектов направлялись отряды «Альтаир», «Сибирский медведь» и «СтройНяшки» из нашего города, также не оставшиеся в стороне и поспешившие на выручку.
А было так. Поезд с 618 пассажирами отошел от Кущевки около 17 часов по московскому времени и направился к морю, до ближайшей станции оставалось минут двадцать езды. Неожиданно состав, мчавшийся со скоростью 98 км/час, резко затормозил, и в первую секунду проводники подумали, что кто-то сорвал стоп-кран. Потом раздался громкий скрежет, и стало понятно, что поезд сошел с рельсов. Поднялась огромная туча пыли, больше похожая на дым. Картина, открывшаяся после осевшего облака, пугала.
Головная часть состава лежала на боку. Пять вагонов – с 6-го по 10-й – упали на железнодорожное полотно, а 11-й вагон съехал тележкой колесной пары.
Проводники не растерялись и сразу начали помогать пострадавшим, разбирая из устоявших вагонов аптечки и огнетушители – хотя возгорания и не наблюдалось. Нужно было быстро отключить электроэнергию, ведь огонь мог вспыхнуть в любую секунду из-за возможного замыкания. При этом стояла 40-градусная жара.
Мужчины-пассажиры, в том числе и омские стройотрядовцы, немедленно бросились к месту крушения самостоятельно, вызволяя людей из беды, что было непростым делом: каждого человека требовалось вытягивать из искореженного вагона, а потом спускать на землю.
Все произошло очень быстро, только и видим, что камни под окно уходят, и мы падаем, и все вокруг переворачивается. Женя Дедов топором выбил стекло, освободил заблокированного дверью напарника Руслана Ковалева, и уже все вместе начали выбивать остальные стекла, чтобы доставать из вагона людей.
Для многих ребят из проводниковых отрядов эта поездка оказалась первой в жизни, но студенты спасали людей, не обращая внимания на свои травмы – ушибы, ссадины, порезы, выбитые зубы. Они показали себя настоящими профессионалами и, что более важно, настоящими людьми, самоотверженно помогая своим подопечным, в том числе и детям – студенты спасли двух маленьких девочек: сначала Катя Тесленко в последний момент успела выдернуть одну малышку из-под струи кипятка, хлынувшей из опрокинувшегося титана, а затем молодые проводники помогли одному из пассажиров вызволить другую.
Мужчина кричал, что девочка пошла в туалет, и мы побежали туда. Успели выбить дверь и вытащить ребенка.
Первые экипажи спасателей, врачей и пожарных начали прибывать к месту аварии минут через 20 после крушения, но все это время поездная бригада своими силами эвакуировала людей.
108 пассажирам, вызволенным из вагонного плена, раздавали воду, прикрывали головы влажными простынями и оказывали первую медицинскую помощь: в импровизированном лагере, развернутом у леса, пострадавших укладывали на подушки и перевязывали раны.
После крушения 18 участников злополучного рейса были госпитализированы в медучреждения Крыловской и Сочи, но, к счастью, обошлось без серьезных травм, и 14 человек уже через сутки выписали из больниц...
Вот имена героев-проводников из омских студотрядов: Евгений Дедов, Александр Иванов, Павел Каргапольцев, Евгений Камерцель, Руслан Ковалев, Анна Носкова, Мария Рыбина, Екатерина Тесленко... Ну и мы попали в этот список.
...Говорят, когда поездная бригада возвращалась домой, по вагону проходил продавец лотерейных билетов, всячески расписывая чудеса возможной удачи, однако на эти слова проводники ответили, что уже выиграли свою лотерею. Победил в ней и наш город, в котором мы учились.
Из воспоминаний бывших участников омских
студотрядов
Марины ПОДУСТ
и Евгения БИДЮКА.