В 2021 году в адрес Уполномоченного Омской области по правам человека Ирины Касьяновой было направлено 1793 обращения. Одна из наиболее болезненных тем – правильное начисление пенсий.
Более двух третей обращений (до 80%) поступает по двум группам прав: социальные права (в том числе жилищные) и права человека в судебной и правоохранительной деятельности. Высокой остается доля обращений, связанных с нарушениями прав граждан работниками правоохранительных органов.
За 2021 г. поступило 442 жалобы по вопросам социального обеспечения и социального страхования – это больше, чем в предыдущие годы. Невысокий уровень пенсионного обеспечения является одним из основных факторов для продолжения трудовой деятельности. С 1 января 2016 г. приостановлена, как известно, индексация пенсий. В январе 2021 г. глава государства поручил Правительству РФ до 1 февраля проработать предложения по индексации пенсии работающих пенсионеров. Но, к сожалению, данный вопрос остается неразрешенным?! Так что нынешний 2022 год более 19% получателей страховых пенсий в нашем регионе встретили без увеличения своего пенсионного обеспечения.
Кстати, у нас в области свыше 570 000 пенсионеров (меньше, чем в 2020м, более чем на 16 тыс.) – это 30,42% населения области (на 01.01. 2022 г. в области – 1 879 242 чел.). Численность работающих пенсионеров – 104 143 чел. Средний размер пенсии на 31.12. 2021 г. составил 15 561 руб. Федеральную социальную доплату до прожиточного минимума (на 31.12. 2021 г.) получают 59 427 человек – это 12,71% от общего числа неработающих пенсионеров.
Это говорит о том, что изменения в пенсионное законодательство – постепенное увеличение возраста выхода на пенсию, целью которых являлось повышение уровня пенсионного обеспечения, – не дали значительных результатов.
По-прежнему неудовлетворенность пенсионеров уровнем своего материального обеспечения является основанием для обращения к уполномоченному. Непосредственно в ОПФР по Омской области за отчетный год зарегистрировано 14114. Бывает, граждане обращаются к уполномоченному с последней надеждой на восстановление справедливости. Так, люди обращались по таким вопросам, как правильность даты установления пенсии по инвалидности, реализации прав на досрочное пенсионное обеспечение в связи со стажем в районах Крайнего Севера и другим.
Можно выделить и категорию жалоб на размер пенсии – есть сомнения в правильности его установления. Например: одной из омичек после проверки правильно учли период ухода за матерью; по обращению жительницы села Троицкое установлено, что при наличии у нее документа, подтверждающего учебу в училище, данный период не был учтен при определении размера пенсии, так как она не представила документа в территориальный орган ПФР.
Не утратила своей актуальности и тема установления пенсий лицам, осуществлявшим свою трудовую деятельность в республиках бывшего СССР.
Напомним об изменениях в списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение». Суть изменений в следующем. При исчислении периодов работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, в стаж включаются периоды профессионального обучения и дополнительного профессионального образования, в течение которых работник не выполнял работу, но за ним в соответствии с трудовым законодательством сохранялась средняя заработная плата и за него осуществлялась уплата взносов на обязательное пенсионное страхование. Изменения затронули интересы не только педагогических и медицинских работников, но и лиц, трудовая деятельность которых связана с опасными или тяжелыми условиями труда, чьи профессии перечислены в статьях 30 и 31 Федерального закона №400.
Остаются сложности по установлению пенсий по старости за работу в тяжелых условиях труда. Это связано в основном с тем, что указанные в трудовых книжках наименования работ, должностей, профессий, производств не соответствуют наименованиям, предусмотренным в утвержденных Правительством РФ списках, либо отсутствуют документы, подтверждающие характер работ или условия труда. Согласно статистическим данным исковые требования по этой категории споров в 2021 г. были удовлетворены в 73,7% случаев.
Частично решен еще один острый вопрос – о нарушении принципа социальной справедливости при установлении повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и пенсии по инвалидности лицам, имеющим длительный стаж работы в сельском хозяйстве и выехавшим за пределы сельской местности. Федеральный закон от 26 мая 2021 года №153 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внес изменения в ФЗ №400 в части повышения с 1 января 2022 года фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности гражданам, которым был осуществлен перерасчет размера фиксированной выплаты в связи с выездом за пределы сельской местности. Указанные изменения устранили существующую несправедливость в отношении граждан, проработавших в сельском хозяйстве более 30 лет и вынужденных в силу жизненных обстоятельств переехать из сельской местности после 1 января 2019 года. По сведениям ПФР, перерасчет произведен 212 омичам, ранее проживавшим в сельской местности. Но сохраняется несправедливость по отношению к тем, кто покинул село до 1 января 2019 года.
Необходимо восстановить социальную справедливость для всех тружеников сельского хозяйства, независимо от даты их выезда из сельской местности.
Поскольку новое пенсионное законодательство вызывает немало вопросов у граждан, омбудсмен И.М. Касьянова порекомендовала отделению ПФР по Омской области продолжить работу по повышению правовой грамотности лиц, вышедших на пенсию, и лиц, относящихся к категории предпенсионеров. Особое внимание уделить доступности получения консультаций по контактным телефонам территориальных органов ПФР.
Обзор подготовила
Татьяна ЖУРАВОК.