Проект Избирательного кодекса, подготовленный нашей партией, исправляет те довольно уродливые искажения избирательного законодательства, которые были приняты в последние годы.
Сегодняшняя система власти регулярно воспроизводит себя, так сказать, путем выборов. Именно для обеспечения бесперебойности сохранения власти в руках представителей крупного олигархического бизнеса избирательное законодательство в нашей стране постоянно переписывается. Каждый раз вносились какие-то изменения, подавляющее большинство из которых было в конечном итоге направлено на защиту интересов правящей верхушки.
Выборы надо спасать.
В этих условиях то, что партией подготовлен проект нового Избирательного кодекса, – это действительно очень большое дело. Огромная работа была проделана нашими товарищами, в первую очередь Ю.П. Синельщиковым, другими нашими опытными юристами. Назову только один параметр: документ содержит 464 страницы. На них воплощен в том числе и гигантский опыт нашей партии, наших активистов, наблюдателей, агитаторов, кандидатов и др.
Проект кодекса содержит ряд элементов новизны и изменений, направленных на глубокое оздоровление избирательного законодательства.
1Выборы проводятся в последнее воскресенье марта, что повысит явку избирателей, поскольку этот период, как правило, не используется для отпусков или дачных мероприятий.
2Возврат к однодневному голосованию.
3Отказ от дистанционного электронного голосования (далее – ДЭГ).
4Запрет на использование дополнительных возможностей реализации избирательных прав вне помещения для голосования (на придомовых территориях, на территориях общего пользования и в иных местах).
5Предлагается поставить заслон использованию целого ряда грязных политических технологий, в том числе так называемых «паровозов».
6Отмена «муниципальных фильтров».
7Принцип неизменности нормативной правовой базы в период избирательной кампании приобретает особое значение. Законопроектом предлагается применять нормативные акты (по вопросам подготовки и проведения выборов), которые вступили в законную силу за шесть месяцев до дня назначения выборов.
8Законопроектом предлагается отказаться от формирования избирательных участков со значительным числом избирателей. Необходимо установить верхний предел численности избирателей на участках до трех тысяч человек.
9Проект Кодекса предусматривает дальнейшее совершенствование системы формирования и деятельности избирательных комиссий.
Избирательные комиссии будут формироваться на основании предложений политических партий, в первую очередь, из представленных в Госдуме, законодательных органах субъектов РФ. Оставшиеся вакантные места распределяются путем жеребьевки между представителями иных политических партий и общественных организаций.
Политическая партия вправе принять решение о досрочном прекращении полномочий направленного ею представителя в избиркоме с внесением предложения по кандидатуре нового члена комиссии.
С целью повышения независимости, самостоятельности, вывода из-под влияния правящей партии и исполнительных органов власти в состав избирательных комиссий не смогут входить государственные и муниципальные служащие. Председатель, заместитель председателя и секретарь избирательной комиссии любого уровня должны представлять различные политические партии. Председателем участковой избирательной комиссии не может быть руководитель организации, где располагается помещение для голосования. Председатель избирательной комиссии не должен иметь преимуществ в процессе голосования при принятии решений (не имеет решающего голоса в случае равного числа голосов членов комиссии с правом решающего голоса, поданных «за» или «против»).
Особое мнение члена комиссии с правом решающего голоса, несогласного с позицией комиссии, должно публиковаться совместно с принятым решением.
10Избирательная комиссия не вправе отказать в регистрации кандидата (списка кандидатов) в случае неизвещения (несвоевременного извещения) его о фактах выявления неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, неверного их оформления.
11В помещении для голосования обязательно должны применяться средства видеонаблюдения и при наличии технической возможности – трансляция изображения в сети Интернет. Ликвидация препятствий к ознакомлению с видеоматериалами.
12Разрешается в уведомительном порядке проводить предвыборную агитацию в форме агитационных митингов, демонстраций, шествий и пикетирований.
Депутаты всех уровней будут вправе вести предвыборную агитацию, сбор подписей избирателей наряду с политическими партиями, если при этом не используются преимущества служебного положения.
В совместных агитационных мероприятиях (дискуссии, «круглые столы», в радио- и теледебатах) кандидаты принимают личное участие. Доверенным лицам такое право не предоставлено.
13Проектом Кодекса предусмотрено восстановление для избирателей возможности голосовать «против всех».
14Законопроект предлагает ввести норму, позволяющую взыскивать расходы на подготовку и проведение повторных выборов в связи с отказом от участия кандидата в выборах или отзывом кандидатов без вынуждающих обстоятельств.
15В случае использования на выборах вместо стационарных ящиков для голосования технических средств подсчета голосов предусмотрен механизм проведения контрольного подсчета голосов избирателей путем жеребьевки.
16Проектом Кодекса предусмотрено, что при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории Российской Федерации, субъекта Российской Федерации голосование может быть отложено по решению ЦИК РФ.
17Законопроектом предлагается определить единый способ распределения мандатов на выборах депутатов всех уровней. Наиболее простой и справедливый – способ естественной квоты Хэйра-Нимейера (метод наибольших остатков).
18В законопроекте предусмотрено регулирование вопросов, связанных с проведением референдумов.
19Законопроектом зафиксировано, что граждане и организации вправе обращаться с жалобами по поводу выборов в органы прокуратуры, внутренних дел, Следственного комитета, избирательные комиссии, а также в суд.
Мы понимаем, что даже идеально отрегулированные с точки зрения закона выборы при капитализме все равно будут подвергаться искажениям и влиянию денежных мешков, частных и государственных СМИ, давлению админресурса и т.п. Более того, мы понимаем, что завоевать всю полноту власти одними лишь только выборами, мягко говоря, затруднительно. Хотя прецеденты есть.
Завершая свое выступление, я бы хотел процитировать знаменитую речь товарища Сталина на XIX Съезде КПСС:
«Буржуазия – главный враг освободительного движения – стала другой, изменилась серьезным образом, стала более реакционной, потеряла связи с народом.
Раньше буржуазия позволяла себе либеральничать, отстаивала буржуазно-демократические свободы и тем создавала себе популярность в народе. Теперь от либерализма не осталось и следа. Нет больше так называемой «свободы личности» – права личности признаются теперь только за теми, у которых есть капитал, а все прочие граждане считаются сырым человеческим материалом, пригодным лишь для эксплуатации. Растоптан принцип равноправия людей и наций, он заменен принципом полноправия эксплуататорского меньшинства и бесправия эксплуатируемого большинства граждан. Знамя буржуазно-демократических свобод выброшено за борт. Я думаю, что это знамя придется поднять вам, представителям коммунистических и демократических партий, и понести его вперед, если хотите собрать вокруг себя большинство народа. Больше некому его поднять».
Денис ПАРФЕНОВ,
депутат Госдумы (КПРФ).