На вопросы депутата А. Алехина отвечает руководитель РЖД
В ходе подготовки к очередному правительственному часу депутаты Госдумы направляют в адрес отчитывающегося руководителя вопросы, сформированные на основе обращений граждан. Сегодня мы публикуем ту информацию, которую председатель правления ООО «Российские железные дороги» предоставил в ответ на вопросы, заданные депутатом Госдумы РФ Андреем Алехиным.
Андрей Алехин:
– Работники РЖД Омской области и г. Омска не довольны зарплатой и считают ее несоизмеримой с уровнем ответственности и квалификации. В локомотивном депо «Омск» существуют систематические нарушения трудового законодательства, нарушения оплаты труда и учета рабочего времени: значительные переработки, недостаточный междусменный отдых локомотивных бригад (машинисты не успевают восстановиться после очередной смены). Какова ваша оценка действиям руководства РЖД Омска и Омской области? Почему нет увеличения зональной надбавки к зарплате на ЗападноСибирской железной дороге?
Олег Белозеров:
– В 2023 году в локомотивном депо Омск в среднем в месяц на одного работника допущено 6,5 часов переработки, что не нарушает требований ст. 99 Трудового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым работы оплачены в повышенном размере. В локомотивном депо Омск на 31 декабря 2023 г. укомплектованность составила 99,3%, то есть проблем с укомплектованием депо Омск не отмечается. В эксплуатационном локомотивном депо Омск уровень заработной платы машинистов локомотивов составил 102 097 руб., помощников машинистов локомотивов – 68 142 руб., что выше уровня заработной платы субъекта на 93,9% и 29,4% соответственно. Заработная плата субъекта – 52 665 руб.
Чтобы работники получили зональные надбавки, необходимо соблюдение сразу нескольких критериев: – уровень заработной платы должен быть ниже, чем на рынке труда субъекта (области), – уровень текучести должен превышать критический, – укомплектованность должна быть ниже установленных параметров и др.
Андрей Алехин:
– Большая часть подвижного состава – это старые, выработавшие свой ресурс, а самое главное устаревшие в техническом плане, имеющие низкую, по современным меркам, экономическую и техническую эффективность машины. Как компания РЖД собирается обновлять свой подвижной состав и налаживать вк запасных частей?
Олег Белозеров:
– Парк локомотивов ОАО «РЖД» является одним из самых молодых в мире. Таким образом, утверждение о том, что большая часть подвижного состава – это старые, выработавшие свой ресурс машины, не вполне корректно. Техникоэкономические характеристики приобретаемых ОАО «РЖД» локомотивам в целом соответствуют тем задачам, для которых они созданы. С целью обновления парка локомотивов ежегодно производится закупка нового тягового подвижного состава в рамках соответствующего инвестиционного проекта.
В ОАО «РЖД» действует разработанная совместно с машиностроительными холдингами новая программа. Она предполагает создание 16 новых моделей и модификаций локомотивов. Обеспечение ремонта запасными частями возложены на сервисные компании, являющиеся структурами машиностроительных холдингов.
Андрей Алехин:
– С какой целью компания РЖД в 2016 году перешла на обслуживание подвижного состава посредством заключения сервисных контрактов со сторонними организациями? Планируется ли возврат к практике ремонта локомотивов силами РЖД?
Олег Белозеров:
– Вопрос возврата функций технического обслуживания и ремонта в сферу деятельности ОАО «РЖД» изучается и в настоящее время идет проработка различных вариантов совершенствования модели сервисного обслуживания.
Из ответов председателя правления ООО «Российские железные дороги» можно заключить, что руководство РЖД считает сложившуюся ситуацию нормой. Продолжается и «ползучая приватизация», то есть передача части функций государственного предприятия на аутсорсинг частным коммерческим фирмам. «Командиры производства» до сих пор уверены в преимуществе частника перед государственной структурой с точки зрения эффективности работы. Однако сама постановка вопросов должна дать руководству РЖД повод задуматься.