Выступая перед депутатами, министр финансов Омской области Вадим Чеченко заявил, что приоритетной статьей бюджета, по которому мы будем жить в следующем году, стали расходы социального характера. Это прежде всего расходы на заработную плату, образование, здравоохранение, разные меры социальной поддержки.
Да, бюджет 2018 года изначально располагает несколько большими возможностями. Так, в сравнении с показателями первоначального бюджета 2017 года доходы возросли на 6,9 млрд рублей, или 10,8%, расходы – на 5,5 млрд рублей, или 8,4%. Доходная часть регионального бюджета в 2018 году достигнет 78,2 млрд рублей, расходная составит 73,6 млрд рублей. Таким образом, профицит бюджета предполагается в 4,6 млрд рублей.
Нелишним будет уточнить, что к первому чтению законопроекта в доходы была включена дотация из Москвы в размере 8,55 млрд рублей. Часть ее будет распределена в режиме второго чтения, а оставшаяся – в начале 2018 года.
Без сучка и задоринки?
Депутаты приняли бюджет в первом чтении без обсуждения – комитеты, дескать, рассмотрели, учли нюансы и согласились. За что их тут же поблагодарил врио губернатора Александр Бурков. Он использовал этот повод, чтобы рассказать о предстоящей большой доработке документа. В частности, региональным властям предстоит решить, на что потратить с выгодой для города и области так называемый «бюджет развития», в котором полтора миллиарда рублей; и сейчас правительство ждет от депутатов предложений, как лучше использовать эти средства, не в плане латания дыр, а развития на перспективу.
Свои заключения по бюджету сделала прокуратура Омской области и внесла ряд предложений, которые больше для напоминания власти. Оказывается, дефицит территориальных госпрограмм гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в области за 2015–2017 годы за счет регионального бюджета составлял в проекте от 1,9 до 2,5 млрд рублей.
Кроме того, региональные власти до сего дня прохладно относятся к исполнению обязанностей по исполнению областного же закона о государственной политике Омской области в жилищной сфере. Здесь – неработающие «дорожные карты» по решению вопроса обманутых дольщиков, внесенных в реестр. Только достройка многоквартирных домов, которые строились под патронажем БУ «Агентство жилищного строительства» и Фонда «Жилище» на Московке-2 в квартале «Б» требует около 656 млн рублей. А в проекте бюджета этих денег нет.
А как не вспомнить и про детей-сирот? По информации министерства имущественных отношений, на эти цели необходимо почти 5,9 млрд рублей. В бюджете же предусмотрены расходы в размере 270 млн рублей.
На организацию транспортного обслуживания населения в муниципальных образованиях предусматривалось проектом бюджета только треть от необходимого – всего 36 млн рублей.
Компенсация выпадающих доходов организациям, обеспечивающим население горячим и холодным водоснабжением, водоотведением и теплоснабжением, тоже в три раза меньше от необходимого минимума.
Словом, проблем в регионе предостаточно. Тем более что в последующие два года таких щедрот от Москвы ожидать не приходится – президентские-то выборы закончатся. Поэтому вопрос о толковом вложении средств в развитие региона на перспективу сегодня можно смело назвать проблемным вопросом №1.
О перспективах
Откровенно говоря, призыв к депутатам о «предложениях», на что потратить полтора миллиарда, слегка насторожил – ведь у нас в области есть как минимум две оплаченные стратегии развития региона. И как уверяли оба предыдущих губернатора, в них все расписано. Неужели ни нынешний исполняющий обязанности губернатора, ни его команда в лице советников не познакомились за два месяца с трудами матерых разработчиков стратегий?
А мы вспомним без стратегий и затей Тарский район, который может стать локомотивом развития всех северных территорий Омского Прииртышья. Между прочим, там находится второе в России месторождение редкоземельных металлов. Но их добыча, как известно, дело энергоемкое, а в Тарском районе на работу горнообогатительного комбината (ГОК) электричества не хватит. Лет восемь-десять назад, когда еще дышало полной грудью Крапивинское месторождение, был проект подвести из него попутный природный газ в Тару. Там газопровод тянуть – всего порядка полторы сотни километров. Но эффект-то каков, в случае успеха!
Уверен, таких, положенных под сукно из-за недальновидности чиновников или до лучших времен проектов, – предостаточно.
Президент издал Указ – регионы вздрогнули
У нас в стране основные социально значимые законы нередко принимаются на федеральном уровне, как те майские указы президента Путина, а расходы по их реализации подчас тяжелым бременем ложатся на региональные бюджеты, которые и так в 90 процентах случаев дотационные.
– Сейчас доля выплат Омской области в пособиях многодетным семьям на третьего ребенка и последующих детей значительно выше, чем доля Российской Федерации. На следующий год из областного бюджета на эти дотации пойдет 175 млн рублей, а из федерального 121 млн рублей, – сказал врио главы региона. – Но к 2020 году нам потребуется уже 1 млрд рублей, и наша доля по факту будет гораздо выше. А вместе с тем существует постановление федерального правительства, подписанное Дмитрием Медведевым, согласно которому доля региона определяется в 14%, а доля федерации – в 86%, но на деле мы видим совсем другое.
Поэтому к решению этой проблемы должен подключиться президент страны. Государству надо больше доходов оставлять в регионах или обеспечивать эти расходы соответствующими статьями федерального бюджета.
Александр Бурков обратился к депутатам и сенаторам, представляющим нашу область в Федеральном собрании, с просьбой помочь в решении серьезной проблемы, принять участие в корректировке соотношения федеральных и региональных расходов на эти цели. Ведь регион не может оставить многодетных матерей без поддержки.
Также в ходе обсуждения А. Бурков напомнил депутатам, что в следующем году придется решать сложную задачу, которая ляжет на омский бюджет обязательным бременем. Президент Путин объявил о новой программе выхода из демографического кризиса – молодые семьи с 2018 года будут получать пособие на первого ребенка до 1,5 лет. Пособие будет в размере прожиточного минимума, который, как известно, для каждого региона свой (в Омской области он в пределах 9,5 тыс. рублей).
Где теряются миллиарды?
Мало того, что средства разворовывают, их просто не получает регион. Так, на пленарном заседании депутат Госдумы от КПРФ Олег Смолин заявил, что федеральный бюджет на 2018 год лучше, но не решает всех проблем. Первое – экономический рост. Пока эта задача не решена. Второе – президентские указы. В бюджете страны недостаточно средств на реализацию законов. Президент заявил, что регионам самим придется искать эти деньги. Третье – пенсии, они индексируются на 4 процента. Но не решен вопрос индексации пенсий работающим.
По словам парламентария, работающие пенсионеры массово уходят в тень, из-за чего сильно теряет бюджет. И в первую очередь потеряет казна Омской области.
– В России было 15 миллионов работающих пенсионеров, стало 10 миллионов. Они либо уходят с работы, либо уходят в тень. Мы подсчитали, что бюджет Омской области потеряет 8,5 миллиарда только на невыплатах «рабочих» пенсий – отметил Олег Смолин.
Словом, даже год президентских выборов, а тем более последующие годы вызывают множество вопросов. Конечно, первое чтение бюджета не является окончательными, и он еще претерпит ряд изменений, и, надеемся, в первую очередь в тех программах, реализация которых сделала бы жизнь омичей хоть отчасти получше. В общем, депутаты проголосовали за бюджет области на 2018 год, а там – куда кривая вывезет.
Евгений ПАВЛОВ.