Красный путь
Красный путь

Время требует шагать с ним в ногу

Сорок лет на сцене – это много или мало? О чем мечтает артист с успешной творческой биографией? Солист Омского музыкального театра В. Н. Грачунов, недавно отметивший юбилей, отвечает на вопросы нашего корреспондента.

НАША СПРАВКА

Валерий Грачунов работает в театре с 1985 года, блистательно исполнил более 130 ролей. Заслуженный деятель искусств, кавалер двух орденов 1­й и 2­й степени Международной ассоциации «Искусство народов мира» (ЮНЕСКО), награжден медалями «За службу на Северном Кавказе», «Защитнику Отечества» и другими. Колоритная внешность, сильный, ярко окрашенный голос, актерский талант позволили артисту на протяжении карьеры работать во всех жанрах театрального и музыкального искусства.

– Валерий Николаевич, ваша жизнь неразрывно связана с музыкой и театром. Были ли сомнения в выборе профессии или это пришло раз и навсегда?

– Детство и юность прошли в Свердловской области, занимался в художественной самодеятельности, ребята многие завидовали – еще бы, запевала школьного хора! А я мечтал водить поезда дальнего следования. Но после восьмого класса с этой мечтой пришлось расстаться: строгая врачебная комиссия забраковала при попытке поступить в техникум. Окончив среднюю школу, немного поработал на заводе, и вскоре был призван служить в Советскую Армию. Попал ... в солисты ансамбля песни и пляски. Дисциплина солдатская, репертуар патриотический. Но особых планов на музыкальную карьеру еще не строил. Отслужил, женился на любимой со школьной скамьи девушке, и как-то, гуляя с Олей по Свердловску (ныне Екатеринбург. – Авт.), мы увидели объявление о наборе в музыкальное училище имени П.И. Чайковского. Ольга настояла – попробуй! А я нотной грамоте не учился. Но рискнул и прошел на отделение народной песни, где готовили к работе в Уральском народном хоре.

В учебу окунулся с головой, ходил на все занятия, концерты, в театр. Музыка, воодушевляя, давала крылья, способствовала полету воображения. Открыл для себя классику, оперу, мир академического пения. А это другая постановка голоса, другая техника извлечения звука, но очень хотел попробовать и обратился к заведующему отделением с просьбой о переводе. На мое счастье – мне пошли навстречу. В это время в училище пришел работать молодой педагог Валерий Борисович Гуревич. Я стал его первым учеником, и это решило мою судьбу. Валерий Борисович уже тогда умел увидеть, услышать, помочь и исправить. Сегодня он – заслуженный работник культуры РФ, доцент Уральской консерватории имени М.П. Мусоргского, по праву считается мэтром уральской школы вокального искусства. Когда через полгода педагоги меня прослушали, то согласились: классическое пение – правильный выбор. На выпускном экзамене спел очень трудную для молодого певца партию Роберта из оперы «Иоланта» П.И. Чайковского и получил «путевку» в Московскую консерваторию. Но выбор сделал в пользу Уральской – знакомой и родной. Окончил в 1983 году по классу сольного пения профессора Людмилы Флегонтовны Дроздовой. Учился не только пению, постигал итальянский язык, танец, сценическое фехтование. Кроме вуза, занимался еще в оперной студии при консерватории, где под руководством Евгения Владимировича Колобова (который позднее стал основателем и художественным руководителем Московского театра «Новая опера». – Авт.) подготовил партию Фигаро («Севильский цирюльник» Д. Россини), которая стала моей визитной карточкой.

– В вашей анкете первое место работы – Красноярский театр музыкальной комедии, а как вы оказались в нашем городе?

– Хотелось работать больше в оперном репертуаре, это направление начали развивать в Омске, когда с открытием в 1981 году нового здания театр получил новый статус. Приглашение в Омский музыкальный театр принял с радостью, и уже летом 1985 года на гастролях состоялся ввод в спектакли. Карьера началась замечательно и сложилась, дай бог каждому.

Главный режиссер заслуженный деятель искусств РСФСР Кирилл Васильев, сам и артист, и драматург, ставил запоминающиеся спектакли, например, «Забывчивый жених», «Евгений Онегин». Мне посчастливилось сыграть Остапа Бендера в «Золотом теленке» его постановки, роль легендарного героя Гражданской войны Камо в спектакле «Риск – благородное дело». Необыкновенным актерским везеньем стала партия Риголетто в одноименной опере Джузеппе Верди, поставленной в нашем театре под руководством всемирно известного австрийского певца и режиссера русского происхождения Бориса Рубашкина. Эта удачная работа – одна из моих любимых ролей.

– Вы ведете большую и широкую в плане географического охвата концертную деятельность, что из нее незабываемо?

– Конечно, это поездки с коллегами в Чечню в 1996 и 2002 годах, где тогда велись бои, но мы старались поднять солдатам настроение, ведь песня всегда «строить и жить помогает». Очень яркие впечатления сохранились от участия вместе с Владимиром Никеевым в фестивале, посвященном бурятскому оперному певцу Лхасарану Линховоину (знаменитый бас, народный артист СССР. – Авт.). Выступали на предприятиях, в цехах и по воле случая попали в гала­концерт. Я исполнил каватину Фигаро и вместе с Владимиром Никеевым – дуэт Фигаро и графа Альмавивы. Нам аплодировали все – и зрители, и мэтры вокала, и маститые дирижеры. Это точно незабываемо. Предлагали остаться в Бурятском оперном театре, обещали квартиры и другие блага, но мы уже прикипели к Омску.

– Что помогает в работе над образом?

– Первый этап – читка, когда режиссер и дирижер рассказывают о том, что они задумали, какими должны быть герои. Не приемлю осовременивания эпохи, представленной в классическом спектакле. Открывается занавес, и зритель должен увидеть ту среду, атмосферу, в которой жили, к примеру, герои «Евгения Онегина». Навсегда в историю нашего театра вошли работы художника Бориса Торика. Невероятный сплав дарований позволил Борису Яковлевичу реализоваться не только в качестве оперного певца, но и достичь вершин в театрально-декоративном искусстве.

После читки всегда погружаюсь в материал. Например, чтобы исполнить роль Троекурова в мюзикле «Дубровский» обратился к собранию сочинений Пушкина, смотрел постановки других театров. Увлекла задача показать в герое и отрицательные, и положительные качества, такие, как любовь к дочери. Хотелось бы еще сыграть роль подобную – многогранную.

– Ваше жизненное кредо?

– Всегда учился и продолжаю, потому что время требует шагать с ним в ногу.

– В театр приходят работать молодые, они для вас конкуренты или преемники?

– В театре – обновление, и я этому радуюсь, молодежь – это свежая струя, с ней приходит и новый зритель. И это необходимо для развития театра с такой большой историей. Для меня театр значит так же, как семья. И очень важно, что в нем здоровая творческая атмосфера. Мы – старшее поколение – стараемся, чтобы молодежь почувствовала доброе отношение к себе и потом сохранила эту атмосферу и передала следующему поколению. Омская сцена позволяет высветиться, засиять новому имени. Наш театр обновляется и набирает высоту. Это обнадеживающая тенденция.

– Валерий Николаевич, вы состоите в совете фонда «Культура Сибири», какой общественной деятельностью, кроме этого, занимаетесь?

– Даю более 50 благотворительных концертов в год – для ветеранов, пенсионеров, проживающих в пансионатах, для кадетов и военнослужащих.

– Какую творческую мечту хочется осуществить?

– С годами набираешь опыта, мастерства и, бывает, задумываешься: а как бы сегодня спел и сыграл ту роль, что считал успешной в молодости. К сожалению, это невозможно. В театре мы живем надеждой. Верю, что впереди такая роль, которая зажжет меня сочетанием драматургии и вокала, от которой я получу колоссальное удовлетворение, а зритель – незабываемые впечатления.

Татьяна ЖУРАВОК.

 

Категория статьи

Вы хотите получать правдивую информацию о жизни в нашей стране, регионе, городе?

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА ГАЗЕТУ «КРАСНЫЙ ПУТЬ» НАША ГАЗЕТА ОППОЗИЦИОННАЯ, ПЕРЕД ВЛАСТЯМИ НЕ ПРОГИБАЕТСЯ.

Вы найдете чтение по душе:

о деятельности известных политиков и мастеров искусств, об экономике и культуре, криминальную хронику, спортивные новости, информацию о том, как правильно рассчитать пенсию, оформить ребенка в детский сад, получить самую разнообразную, а главное — полезную консультацию.

ПОДПИСАТЬСЯ НА «КРАСНЫЙ ПУТЬ» ВЫ МОЖЕТЕ:

В ПОЧТОВЫХ ОТДЕЛЕНИЯХ. Подписной индекс: 53091;

В РАЙКОМАХ КПРФ. За справками по этому виду подписки можно обратиться по телефонам: 25-13-82, 32-50-07, 32-50-08.

Приобрести свежий номер газеты вы можете и в коммерческих киосках.

Сведения о редакции

Погарский Адам Остапович

глaвный редактор

тел.: (3812) 32-50-07

Марач Вера Георгиевна

ответственный секретарь

тел.: (3812) 32-50-07

Посмотреть всех