В прошлую пятницу состоялись ежегодные традиционные публичные слушания по бюджету города Омска на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов.
Мэрия представила участникам слушаний проект, в котором ориентир по доходам намечен в размере 17,4 млрд рублей, расходы планируются в объеме 18,3 млрд рублей, дефицит бюджета составит 8,4%, или 877 млн рублей. Все представители мэрии, а также председатель профильного комитета Юрий Федотов, несмотря на скудные средства, которыми будет располагать город, были настроены вполне оптимистично. Однако если внимательно изучить цифры, то повода для этого совсем нет.
К примеру, в проекте бюджета говорится о том, что в основе главного документа города заложен программно-целевой принцип. Ну то, что денег хватит только на самое необходимое, чтобы свести концы с концами, и так ясно: две трети бюджета будет направлено в социальную сферу, 10,2 млрд пойдет на образование, 3,562 млрд на национальную экономику, 1,69 млрд на общегосударственные вопросы… При таком раскладе красивые слова о намеченных 12 программах, «затрагивающих жизненно важные для города направления», воспринимались как очередное словоблудие о моде и погоде. На каждую из них достанется, что называется, по крохе, и уже сейчас ясно, что ни одна из них в полном объеме не будет выполнена.
В Омске при формировании очередного бюджетного документа неизменно затевается разговор о муниципальном транспорте. В этот раз финансово-бюджетный комитет предложил мэрии свое видение решения транспортной проблемы. Но даже с учетом предложений комитета транспорту будет необходима дотация в 600 млн рублей. Мэрия, как всегда, планирует «вырулить» из сложной ситуации за счет повышения тарифа на проезд – до 30 рублей. Именно такую цифру озвучил директор департамента транспорта Александр Вялков. Директор департамента финансов Богдан Масан видит реальной другую цифру – 25 рублей. Хотя потребительские возможности населения на этом направлении никто не изучал. Впрочем, о том, что доходы у населения растут только на бумаге и в информациях провластных СМИ, знают все. Но понять это большинству депутатов практически невозможно. Страшно далеки они от народа, потому что и в муниципальных автобусах не ездят, и не знают, как можно прожить на зарплаты и пенсии среднестатистических омичей. Среди так называемых «слуг народа» города сплошь олигархи и чиновники местного розлива. Примечательно, что и другие «конструктивные» предложения в основном от единороссов были примерно в том же духе: пополнить городскую казну за счет увеличения платы за автостоянки, повышения размеров штрафов, то есть за счет населения.
Поговорили в очередной раз о городской земле как основном источнике доходов. Это стало традицией: поговорят – на том и дело станет. Г-н Федотов так и сказал: «Вся земля в Омске должна иметь собственника и работать». Должна, но не работает. И прежде всего потому, что ни чиновники мэрии, ни депутаты в этом не заинтересованы. Достаточно вспомнить, как местные латифундисты с помощью депутатов-лоббистов в горсовете «забалтывали» 108-е постановление, чтобы меньше платить за аренду городской земли. И, надо сказать, многого добились в этом направлении. Речь идет о многолетних отсрочках платы за повышение стоимости аренды.
Оптимизм и авторов проекта, и депутатов, поддерживающих этот проект, основан на том, что выйти из затруднительного положения можно будет за счет новых заимствований. Но долгов у города и так выше крыши: чуть ли не половина доходов бюджета. На обслуживание долга уходят огромные суммы – почти полтора миллиарда рублей. В текущем году долг удалось сократить всего на 1,5%.
Ни один волосок не упадет в казну с монополистов ЖКХ. К примеру, Омскводоканал сохранит прежние условия и размеры арендной платы. Населению постоянно повышают тарифы, а арендатор и инвестиционную программу ежегодно не выполняет, и платит городу гроши. Совсем недавно в городе прошел громкий судебный процесс, в котором, в частности, обвиняли бывшего директора департамента имущественных отношений мэрии именно за то, что не повышал арендную плату Омскводоканалу, хотя вполне понятно, что это прерогатива не одного человека… Где же выводы, господа?
Не упоминалось на слушаниях и о том, кто ответил за многомиллионные расходы на прожекты по муниципальному транспорту: на схему движения, которая оказалась непригодной, на не оправдавшие себя электронные билеты. Теперь вот новая схема разрабатывается… Создается впечатление, что Омск любят только рядовые горожане, которые безропотно платят по тарифам, предлагаемым мэрией и поддерживаемым единороссовским большинством депутатов. Платят из последних сил. А у кого этих сил и терпения нет, бегут из города … Тысячами!
Наверное, это происходит потому, что горожане слишком доверяют тем, кто управляет городом. А пора бы и проверять! Очень верно, к примеру, подметил депутат Дмитрий Петренко (фракция КПРФ), что никто из мэрии не обосновал огромные траты на КТОСы, которые уже изжили себя, никто не дал экономическое обоснование, почему тариф на проезд в городе надо повысить до 25 или 30 рублей.
Конечно, если бы омичи более активно участвовали в публичных слушаниях, наверняка пользы было бы больше. Но и на сей раз представителей общественности было немногим более десятка…
Мария ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ.