Конечно, фраза Медведева, регулярно выдающего перлы, возмутила людей. Учитель – государственный человек, воспитывающий юное поколение, вынужден постоянно думать не об этом самом поколении, а о хлебе насущном. Неустроенность, повышение цен, низкие зарплаты… Жизнь педагогов непроста – большинство из них женщины, которым присуща повышенная эмоциональность, быстрая утомляемость, нервозность. По данным медиков, более 80% детей, приходящих сегодня в школу, имеют отклонения в состоянии здоровья. Среди наиболее типичных – комплекс пограничных расстройств нервной системы.
Проблема агрессивности в обществе стала одной из самых актуальных. Заражены ею и дети, и – да-да – учителя.
Рискую навлечь на себя гнев учителей, но напомню: сама по себе школа, как утверждают врачи, «в невроз ребенка не вгоняет». Это всегда вина конкретного человека – недоброго, раздраженного. Жизнь ребенку такой педагог может испортить легко. «Лодырь, лентяй, тупица» – такое клеймо остается на всю жизнь.
Школа становится опасным местом для ребенка, потому что в ней работает много нервных, напряженных, тревожных, конфликтных учителей. Они не могут обеспечить ребенку необходимого тепла и уюта, не могут в полную силу заниматься проблемами воспитательной и коррекционной работы. Тем более что учителям некогда воспитывать детей – они занимаются отчетами и подготовкой к ЕГЭ. А, может, иные и не хотят? Новый закон об образовании обязал их отрабатывать 36 часов в неделю при ставке 18. То есть теперь к трем часам в день, во время которых они проводят уроки, три часа еще заниматься внеурочной деятельностью. Желательно в школе, хотя можно и на семинар съездить или по домам детей пройтись. Педагоги оказались крайне недовольны, ведь работа у них такая, что требует релаксации, уединения! Я не придумываю, просто обобщаю жалобы учителей – устные и письменные. Они не готовы общаться с детьми, уж тем более с их родителями, по 6 часов в день. Однако ж при этом 70% из них заняты репетиторством. Мне кажется, из 20 тысяч учителей Омской области можно поименно назвать тех, которые помогают ребенку бесплатно во внеурочное время.
Все правильно – за воспитание учителям не платят. Им вообще платят мало – постоянная жалоба, набившая уже оскомину. Но, уважаемые педагоги, взгляните вокруг, кому из бюджетников платят больше? Вы знаете, сколько получает школьная техничка? Минимальную заработную плату. И то только благодаря тому, что из школьного фонда им выделяется доплата, которая подтягивает их до минималки. Недавно мне в полной растерянности позвонил молодой директор школы – выдалась у него возможность поощрить технических работников из стимулирующего фонда. Расписал им по 10 процентов от оклада. Но документы у него не приняли, потому что «область» за это по головке не погладит: надо учителям натягивать среднюю зарплату в 30 тысяч. Тут не до техничек.
А УЧИТЕЛЬСКОЕ миссионерство сейчас большой дефицит. Хотя я, учительская дочка, знаю, в советское время оно точно было. Моя мама во времена «дикого капитализма», когда денег не платили вовсе, уехала из Омска, став директором маленькой сельской школы. И почти сразу в доме поселились четверо ребятишек. Их привез в чужую деревню их отец, чтобы уберечь от кредиторов жены-бизнесменши, недолго продержался – сначала запил с горя, потом загулял где-то. Ну не отдавать же детей в детдом? Мама взяла их в надежде, что бизнесменша когда-нибудь вернется. На последние сбережения купила козу – хотела поить молоком четверых чужих да двоих своих. Коза оказалась козлом. Но поскольку кормить всю ораву как-то было надо, она, до обморока боявшаяся крови, трясясь и плача, пошла резать животину. Мяса как раз хватило до возвращения из небытия многодетных родителей.
Худо-бедно за воспитание власть все же платит – 40 рублей на одного обучающегося. До 2014 года доплаты за классное руководство перечислялись из федерального бюджета, но два года назад полномочия по этим доплатам передали на уровень субъекта. Осенью 2015 года депутат Госдумы РФ Олег Смолин выдвигал инициативу об установлении федеральной доплаты за классное руководство в размере трех тысяч рублей ежемесячно (в пересчете на всю страну это обошлось бы Федерации в 18 млрд рублей), но Минобрнауки РФ его не поддержало, заявив, что полномочия хоть и переданы субъектам РФ, но в субвенциях региональным бюджетам эти затраты учитываются.
Недавно ко мне приезжала директор школы из дальнего района Омской области. Школа малокомплектная, и за то же самое учителя получают по крайней мере в два раза меньше – по количеству душ. Но они этими самыми душами интересуются! Ни одного ребенка, стоящего на учете в ИДН, и даже не курит никто. На областных конкурсах сочинений побеждают, вопреки всеобщему педагогическому стону, что дети совсем разучились писать и читать. А они учат и писать, и читать. Музей организовали, кружки, концерты для взрослых проводят. Потому что у них там учителя, получая свои 15-17 тысяч, богачи сравнительно с остальными сельчанами – те живых денег не видят, нет там никаких предприятий, живут натуральным хозяйством. Совестно им – такие «деньжищи»-то надо отрабатывать! И ведь не жалуются. Спрашиваю: «Как же вы в такую даль в 30-градусный мороз?» А директор отвечает: «Ой, мы так хорошо расположены – всего-то полтора километра пешком до станции!»
Низкий вам поклон, Учителя с большой буквы.
МИССИОНЕРСТВО (а точнее – подлинное служение народу и верность учительскому долгу) осталось там, где люди живут бедно, тесно, где живы старики, помнящие былое, где старая педагогическая гвардия, не перестроившаяся на коммерческие рельсы, по привычке чувствует свою ответственность за все село. Только чем ближе к цивилизации, тем его меньше… И тем больше возмущений – анонимных, разумеется: «Власть не уважает учителя». А есть за что? Разве педагоги устраивают коллективные протесты против реформ образования, коверкающих детские души? Пишут письма в правительство, объявляют голодовки? Нет, даже на собственную зарплату жалуются обычно анонимно. Власть объявила, что образование – это услуга, и учителей новой формации это ведь вполне устроило: можно делать только то, за что платят.
Наталья ЯКОВЛЕВА.