Труппа театра «Галерка» наконецто обрела новое здание. О том, каким стал новый дом известного и любимого омичами театра, рассказал художественный руководитель театра Владимир Федорович Витько.
Организовался театр в 1990м, через год получил статус муниципального, а в 2005 году – статус государственного учреждения культуры Омской области.
– Когда театр родился, он обитал на этом же месте (ул. Богдана Хмельницкого, 236) в тогдашнем ДК «Юность» производственного объединения «Полет», – напомнил журналистам Владимир Федорович. – «Обездомились» мы с сентября 2005 года, но есть и свой плюс – прошли очень хорошую школу жизни.
В здании бывшего ДК прошли поистине 12 звездных лет. Только за первые пять лет были поставлены спектакли по пьесам А. Островского и Б. Шоу, А. Дударева и Э. Ростана, А. Чехова и А. СуховоКобылина, А. Вампилова и Ф. Достоевского, С. Злотникова и Д. Аверкиева. В XXI век коллектив вступил творчески зрелым, с мощным актерским потенциалом: Юрий Гребень, Владимир Витько, Татьяна Майорова, Павел Кондрашин, Светлана Романова, Александр Карпов, Виталий Баусов, Светлана Гассан и многие другие.
К сожалению, старое здание признали аварийным, и в 2008 году правительство Омской области приняло решение о его реконструкции. Коллективу пришлось работать на арендуемых сценических площадках. Реконструкцию театра начали в 2014 году, и она затянулась. Все упиралось в недостаточное финансирование, за время строительства открытие «Галерки» переносилось более десяти раз. И вот наконецто первая экскурсия.
Красивое, сверкающее мраморным полом фойе. На первом этаже расположены бар и кафе, оформленное с любовью и выдумкой. Зрительный зал рассчитан на 298 человек и выполнен в теплой цветовой гамме. Наверху небольшой балкон и две ложи. Как полагается солидному учреждению Мельпомены – великолепная люстра в зрительном зале. Очень удобные кресла (для зрителя стандартных габаритов). По словам Владимира Витько, европейского качества, но по российской цене.
Показали главный – парадный – занавес и за ним суперзанавес. Изысканная цветовая гамма: от цвета беж до темнокоричневого. Восхищает суперзанавес. Он сразу информирует, произведения каких писателей выбирает театр: на ткани изображены их портреты, а по центру – книга с надписью «Галерка». Всего у театра три комплекта «одежды сцены», изготовленные в мастерской театрального занавеса в Москве.
Идея возвести «веселое и радостное», по словам Витько, здание принадлежит архитектору Владимиру Сергеевичу Мальцеву. Он же предложил сделать фойе на первом этаже – вишневого цвета, а на втором – в зеленых тонах.
Хозяйство теперь у основателя театра большое. Гримернопостижерный цех, бутафорский, реквизиторский и швейный цехи. И везде идет напряженная работа: восстанавливаются костюмы, мебель к спектаклям, парики, шьется униформа для контролеров билетов, кассира. В театре 12 гримерок, две студии звукозаписи, два репетиционных зала. Впечатляет декорационный склад, который спрятан от зрителя за сценой. Для удобства ввоза и выгрузки декораций здесь оборудованы автоматические ворота.
– Теперь у вас работы, как у директора большого завода, – обращаюсь я к Владимиру Федоровичу, оказавшись во время экскурсии рядом с ним.
– Да уж, – улыбается он, – безумно рад, что теперь у нас есть такой дом, но даже трудно пока понять, насколько увеличились обязанности.
Затем он представил журналистам режиссера «Галерки», заслуженного артиста Николая Парасича, который приглашен из Смоленского камерного театра. В Омске он только месяц и уже ставит спектакль по пьесе Старицкого «За двумя зайцами» (премьера состоится в феврале).
Сегодня в театре 185,5 штатные единицы. С открытием нового здания штат увеличился в полтора раза, в большей степени за счет технических служб. Также появились новые отделы: охрана, сотрудники кафе. В труппе театра – 25 человек, не считая Владимира Витько и Николая Парасича. В коллектив влились девять новых актеров из разных городов России.
– Наверное, мы еще до конца не осознали, что с нами произошло, – поделился Владимир Федорович. – Мы только со временем поймем всю грандиозность этого события. Я просто счастлив, сбылась мечта... Не зря говорят, что мысли материальны. И если все время думать и двигаться в избранном направлении, не забывать, что у тебя есть высокая планка, то все сбудется.
– Сейчас осваиваемся в новом здании и «чистим перья» – приводятся в порядок костюмы, реквизит, мебель к спектаклям. Идут вводы в спектакли, так как обновился состав, а планку нужно сохранять. К Новому году будем ставить веселую сказку, а вот после того как отшумит праздник, начнем более размеренную жизнь. Будем строить планы, причем, думаю, на два года вперед. Такую идею подметил в одном марсельском театре и хочу ее реализовать. Все спрашивают, будут ли новые спектакли? Новое – хорошо забытое старое. Что сегодня стали ценить люди? Все на
туральное. А в театре это – неподдельность. Нас учили русскому психологическому тексту, а ныне все переходят на физиологический текст – подзаборное, маргинальное слово. Разве Шолохов не знал таких слов? Но в «Тихом Доне» их нет. На сцену не нужно нести убожество. Мы живем в непростое время, но и в двадцатые годы прошлого века тоже было сложно. Есть художественное осмысление того, что происходит. Не зря Анатолий Васильевич Луначарский (первый нарком просвещения РСФСР. – Авт.) в 1920м призвал: «Назад к Островскому!». Кто мы на свете, как сохранить свое, национальное? Об этом будем ставить наши спектакли.
А пока, как сказала одна из работниц театра, коллектив обживает здание, старается вдохнуть в него свою энергию, а после первых спектаклей и в зрительном зале поселится положительная энергетика омичей, и начнется новый этап жизни театра «Галерка».
Татьяна ЖУРАВОК.
Фото Анатолия АЛЕХИНА.