Понимала, что по-другому ответы я вряд ли получу. Думала, умная, оказалось – дура. Вернулась оплеванная.
Директора школы встретила прямо на пороге. Говорю:
– Светлана Авинеровна, заявление вот вам несу, поговорить хочу.
– У меня обед, – отвечает. – Приходите через час.
Хамкова ее фамилия. Вполне подходящая для гимназии №150 г. Омска.
Нет, я понимаю, война войной, а обед по расписанию. Но я тоже с людьми работаю, и за четверть века ни разу в голову не пришло заставить человека ждать час только потому, что я откушивать изволю. Может быть, я должна испытать уважение к такой школе и к такому директору? Не получается.
– Экзамен платный потому, что его проводит Многопрофильная академия непрерывного образования, – объяснила учитель истории Ирина Передрей, известная мне тем, что в группе «Подслушано в гимназии 150» Вконтакте обещала всем, кто, по ее мнению, нелестно отзывался об учителях, двойки по истории. Я даже скрины сделала – уж очень глупо выглядела педагог, к директору сходила, предложила провести урок по информационной безопасности.
– Вы такая недовольная мама! Я же не могу отвечать за всех учителей, – ответила мне тогда директор, и стало ясно, что стучусь в закрытую дверь.
Владимир Гам, доктор педагогических наук, руководитель Многопрофильной академии непрерывного образования, выглядит умно. Даже чересчур. Настолько, что я не поняла, почему экзамен, за который заплачено этой самой академии, проводит та же учительница Ирина Передрей?
– Договор у нас, – объясняет. – Это дополнительная услуга.
– А без сбора денег не можете провести экзамен? – туплю я.
– Это в наши обязанности не входит, – объясняет учитель.
То есть как это? Вход бесплатный, зато выход платный? Учитесь даром, но за экзамены платить придется?
– Готовить детей к экзаменам не входит в наши обязанности, –уточняет Передрей. – Ваш ребенок может посещать тест-классы. Они стоят 350 рублей.
Вот, кстати, ребенок заплатил 350 рублей за тест-класс по истории, но в октябре ни разу на них не сходил: решили, что историю сдавать не будем. Логично вернуть деньги, казалось бы. Ан нет!
– Ребенок не ходил, но тест-классы-то я проводила! – возмутилась учительница. – Не только ваш ребенок не ходил, но никто не требует. Тем более что я выдала материалы.
То есть в принципе неважно, есть дети в классе или нет: главное – провести. А деньги содрали авансом, попробуй их теперь верни. Да ладно, лишь бы на пользу. Только какая польза от четырех листочков с тестами, скачанными из интернета? Ровно 4 теста стоят 350 рублей.
– А сами вы не могли их скачать? Бесплатно? Ну или за бумагу мы бы заплатили рублей 10? – Опять не понимаю.
– Нет, – говорит, – они же индивидуальные. Академия их где-то заказывает.
Ну, конечно, индивидуальные – у нас тесты с 3 по 6, у другого ученика – с 7 по 10. А темы одни, и вопросы отличаются только перестановкой слов: их в интернете полно.
– Вы можете не проходить у нас тест-класс, – утешила учительница.
То есть учителя рассказали детям, как это прекрасно и полезно – учиться в тест-классе, и дети по привычке поверили. Разве это не навязывание услуг? Дети пришли домой, сказали, что в школу нужно 350 рублей, потом еще 200, потом еще и еще... И ты даешь – тоже по привычке, потому что в школу все время нужно. Даже ведомость мне товарищ Передрей показала за сданные деньги с подписью моего ребенка. А моя подпись где? Разве дети 14 лет могут совершать сделки без согласия родителей?
Я не педагог. Переспорить учителя так же, как наперсточника, мне не по силам. Может, это по силам прокуратуре?
Наталья ЯКОВЛЕВА.
Владимир Путин, президент РФ:
«Все основные предметы, входящие в школьную программу, должны преподаваться за счет государства. Продолжают регулярно поступать жалобы от граждан на взимание платы за учебники, рассказывают о прочих якобы добровольных сборах. Взимание платы недопустимо. Ликвидация поборов в школах должна стать принципиальной задачей».