Из выступления Михаила Щапова (КПРФ)
Последние 10 лет в общегосударственную казну у регионов изымается все больше и больше их доходов. За это время доля региональных бюджетов упала с 60 до 44 процентов – почти в полтора раза.
Как это происходит, можно разобрать на примере изъятия
1 процента налога на прибыль. При принятии этого решения правительство нам обещало, что дополнительные поступления будут направлены в виде дотаций экономически слабым регионам и в виде гранта тем регионам, которые показывают высокий уровень прироста налогов. Так, в 2017 году за счет этой меры федеральный бюджет получил больше 150 миллиардов рублей – регионам вернули в виде дотаций и грантов лишь около 120 миллиардов, 31 миллиард правительство потратило на иные цели. В 2018 году федеральный бюджет получил уже почти 200 миллиардов рублей, вернул регионам немногим более 150 миллиардов, 44 миллиарда снова использовал на иные цели.
Диспропорции бюджетной обеспеченности регионов никуда не делись. Более того, даже если бы 1 процент налога на прибыль не был передан на федеральный уровень, за счет роста собираемости этого налога федеральный бюджет получил бы дополнительно 300 миллиардов рублей, что в два раза больше, чем передано регионам в виде дотаций. То есть и без централизации федеральный бюджет справился бы с поддержкой регионов в том объеме, в котором он это делает. Принятая мера была не только излишней, но и вредной для региональных экономик, так как лишила их стимула для развития.
В связи с этим предлагаю вернуть обратно в регионы 1 процент налога на прибыль уже с 2021 года. Соответствующий законопроект я уже внес в Госдуму. Если он будет принят, 12 регионов увеличат свой бюджет на 2-4,5 процента, 19 регионов – на 1-2 процента, бюджеты остальных регионов вырастут приблизительно на 1 процент.
Конечно, мне могут возразить, что средства, изымаемые из региональных бюджетов, консолидируются в федеральном бюджете для решения общенациональных задач. Но чтобы понять, насколько эффективно это делается, достаточно посмотреть, например, отчет Счетной палаты по итогам исполнения федерального бюджета на 2018 год. Именно в этом году сложился самый низкий уровень исполнения расходов федерального бюджета за последние 10 лет. Объем неисполненных бюджетных ассигнований составил почти 800 миллиардов рублей и увеличился по сравнению с 2017 годом более чем на 30 процентов. Объем неисполненных назначений по госпрограммам только в открытой части составил 400 миллиардов рублей. Объем неисполнения расходов федерального бюджета по государственным контрактам на закупку товаров, работ и услуг в 2018 году составил такую же сумму, что на четверть больше, чем в 2017 году.
То есть вся страна каждый день надрывается, собирая налоги в федеральный бюджет, а итог работы федеральных чиновников только за один 2018 год – почти 2 триллиона рублей неисполненных расходов и плюс на 3 триллиона недостроенные объекты. Не такого результата ждут люди в регионах, когда отдают большую часть собранных налогов на федеральный уровень.
Мой вывод: неэффективность выполнения задач федерального бюджета по консолидации средств на общенациональные нужды связана прежде всего с безответственностью чиновников во власти, с недостаточным финансированием, отсутствием ответственных.
Предлагаю:
– повысить уровень самодостаточности региональных бюджетов, возвратить в них минимум 20 процентов объема их собственных доходов, после этого должен быть наложен мораторий на любое изъятие собственных доходов у регионов на любые цели в течение минимум 10 лет;
– повысить уровень эффективности и прозрачности распределения межбюджетных трансфертов;
– использовать межбюджетные трансферты следует не для мифического выравнивания бюджетной обеспеченности, а для создания минимально допустимого уровня качества жизни во всех регионах;
– ответственность за выполнение полномочий должна быть сосредоточена на федеральном уровне либо передана регионам вместе с источниками доходов.
Михаил ЩАПОВ,
депутат Госдумы (КПРФ).
«Советская Россия», №107.