Политруки
или вожатые?
В конце января министр просвещения Сергей Кравцов заявил, что в 2022 году во всех регионах России появятся советники директоров школ по воспитанию. В текущем году они начнут работать в десяти пилотных регионах, где уже реализуется проект «Навигаторы детства». И с 1 марта в школах появятся ставки советников по воспитанию. В числе пилотных регионов оказалась и Омская область. Заявление министра вызвало подобие ажиотажа.
Что-то верится с трудом
Новость совпала с активизацией политических акций навальнистов, в которых приняли участие, в том числе, и старшеклассники, и студенты. Сразу же на страницы печатных изданий, электронных СМИ и телешоу выплеснулись обсуждения с заголовками: «Ответ на противоправные действия школьников», «В школах появятся политруки».
Обсуждение возникло не на пустом месте, оно подпитывалось фразами из выступления в прессе исполнительного директора Российского движения школьников Ирины Плещевой: «Мало кто будет спорить, что каждому школьнику хочется иметь в своем окружении человека, с которым можно было бы свободно обсудить все его интересующие вопросы, не только политические. Митинги-то пройдут, а школьники и их вопросы ко взрослым останутся. Речь ведь о том, чтобы слушать и слышать детей, быть с ними в едином информационном поле, выстраивать с ними диалог и их учить диалогичности. Этот принцип и должен лечь в основу взаимодействия советника с детьми».
Видимо, бурное обсуждение темы политиками и журналистами не осталось незамеченным, и 13 февраля глава Минпросвещения РФ Сергей Кравцов в интервью программе «Вести в субботу» на телеканале «Россия1» заявил, что работа советников директоров школ по воспитанию не будет связана с идеологией. «Это молодой человек, выпускник педагогического вуза, который говорит со школьниками на одном языке и который организует его вне-учебную деятельность: спортивные мероприятия, походы в театр, музеи, общение, – сказал Кравцов. – Именно организация внеучебной деятельности».
Чем будет заниматься советник
Главным реализатором нового проекта назначено Российское движение школьников. Оно курируется администрацией президента. Некоторые эксперты сравнивают РДШ с пионерией. Планируется, что советники по воспитанию будут давать советы не только директору, но и ученикам. Они должны хорошо знать мир и увлечения современных детей. То есть разбираться в популярных выражениях и мемах, слушать молодежную музыку, смотреть фильмы и стримы, вести аккаунты в соцсетях, разбираться в компьютерных играх. С помощью детских объединений советник должен будет вовлекать детей в общественные (патриотические) мероприятия. Учителям катастрофически не хватает времени на общение с детьми, а для советника это будет главной задачей, поэтому новая должность, считают авторы идеи, значительно улучшит процесс воспитания в школах.
Для отбора кадров объявлен конкурс «Навигаторы детства», в котором могут участвовать дипломированные педагоги, а также студенты педвузов начиная с четвертого курса. Они пройдут специальную программу обучения, которая включает 106 часов. Советникам по воспитанию будут ежемесячно выплачивать федеральную надбавку 15 тысяч рублей.
В Минпросвещения считают, что благодаря советникам дети научатся достигать поставленных целей, у них сформируется правильное мировоззрение. Также советники смогут предотвратить возможность оказания деструктивного влияния на детей.
Есть «за» и «против»
Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко, например, сомневается, что советник сможет решить все проблемы с воспитанием. Она считает, что «это очень поверхностный и неправильный подход». Практикующие учителя уверены, что новые люди не вызовут у школьников ничего, кроме смеха. Поскольку ни один нормальный ребенок не будет искренне разговаривать с фактически посторонним человеком. Часть педагогов и общественных деятелей уверена, что это просто попытка контролировать политизированность школьников, и затея не будет иметь никакого влияния на подростков.
– Считаю, что введение такой должности школе пользы не принесет, – выступил в прессе Андрей Мишин, народный учитель Российской Федерации (г. Тверь). – В школе сегодня есть заместитель директора по воспитательной работе, есть ставки организаторов и вожатых, во многих школах есть психологическая служба, есть в конце концов методические объединения классных руководителей. То есть в школе много людей, которые занимаются вопросами воспитания. Что будет советовать непонятный советник директору?
– Считаю, что введение новой должности не только целесообразно, но и обязательно, – Лилия Булатова, директор школы, Краснодарский край. – Мне кажется, основные функции данного сотрудника должны заключаться в разработке стратегии развития системы воспитания школы... Кроме того, именно этот специалист мог бы заниматься подготовкой нормативной базы, регламентирующей систему воспитания.
Депутат Госдумы из Новосибирской области Вера Ганзя (фракция КПРФ), в прошлом директор школы, дала проекту такую оценку: «Думаю, что высока вероятность, что такие «советники» станут соглядатаями, которые будут следить и за учениками, и за учителями». Она отметила, что в детях нужно развивать критическое мышление, а задача школы – выпустить из своих стен человека думающего, а не «безропотного потребителя». Сама идея введения должности заместителя директора по воспитательной работе кажется депутату здравой, но она опасается, что в нынешней ситуации «советники-воспитатели» превратятся в политруков для несовершеннолетних.
Спрашивается: а почему бы чиновникам не задуматься о причинах появления студентов и старшеклассников на несанкционированных митингах? Если государство признает молодого человека гражданином в 14 лет, выдавая ему паспорт, то почему оно отказывает этому молодому человеку в способности оценивать, кому на Руси жить хорошо? Молодежь живет в семьях, испытывающих финансовые трудности. Чтобы митинги стали непривлекательны, не надо никого специально воспитывать с помощью советников – качество жизни, реальность должны быть привлекательны.
Большое сомнение у экспертов вызывают и рекомендации для советников «говорить с детьми на их языке». Педагог не должен ставить себя вровень с детьми, он должен стимулировать стремление детей расти, развиваться, иначе это плохой воспитатель.
В Омской области
Как сообщила региональный координатор проекта «Навигаторы детства» Александра Огородникова, уже подано более 400 заявок. «После заполнения анкеты претенденты записывают видеоэссе с самопрезентацией и заполняют электронное портфолио. Претендовать на должность советника директора школы по воспитанию и работе с детскими объединениями может любой, у кого есть опыт педагогической и воспитательной деятельности, вне зависимости от возраста и стажа работы. Результаты конкурса объявят не позднее 21 марта 2021 года.
Подготовила
Татьяна ЖУРАВОК.