Красный путь
Красный путь

В плену у мифов

В преддверии празднования Дня Военно-морского флота на сайте Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) опубликованы данные опроса, как россияне оценивают Военно-морской флот России. Знаете – хорошо!

То, что он является самым сильным в мире, считает подавляющее большинство россиян (67%). Второе место в этом рейтинге отводится американскому флоту: самым сильным его назвали 40% опрошенных. На третьем – китайский (15%).

При этом 89% уверены, что ВМФ России способен защитить морские границы РФ в случае реальной угрозы. Столько же считают службу во флоте престижной и у каждого пятого опрошенного либо родственник, либо знакомый служили на флоте.

Но мы не оригинальны: жители и США, и Китая уверены в том же, но только с точностью до наоборот. Потому что мифотворцы есть и у них, и у нас. И, чтобы не смотреть на проблему в планетарном масштабе, обратим свое внимание только на Тихоокеанский флот, который конфликтной составляющей – Курильские острова – может стоять на первом месте. Как-никак у Японии к нам есть территориальные претензии.

Заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин, сравнив количественные данные Тихоокеанского флота с аналогичными показателями даже не НАТО в целом и США в отдельности, а наших ближайших дальневосточных соседей, пришел к неутешительному выводу:

«При оценке возможностей Морских сил самообороны Японии (МССЯ), оптимизм у специалистов пропадает вмиг. На основе данных открытых источников видно, что Тихоокеанский флот ВМФ России уступает даже им (не считая НАТО) как по количеству, так и по качеству, поскольку большую часть корабельного состава ТОФ представляют боевые единицы, чей срок службы перевалил за 25 лет (56 из 67 единиц).

Впрочем, сами цифры не отражают в полной мере бедственную ситуацию с кораблями и подводными лодками Тихоокеанского флота. Так, из трех эсминцев, что называется, на ходу только один – «Быстрый». Да и тот за последние несколько лет только дважды побывал в походах. Его просто опасаются выпускать в море из-за боязни выхода из строя капризной энергетической установки. Два других – «Безбоязненный» и «Бурный» – фактически ждут утилизации.

Из четырех больших противолодочных кораблей (БПК), которые являются сейчас «рабочими лошадками» ТОФ, один – «Маршал Шапошников», которому исполнилось 33 года, – поставлен в 2016 году на модернизацию. На нем 16 февраля текущего года во время сварочных работ в машинном отделении случился пожар. Возгорание довольно быстро погасили, но когда на БПК завершатся модернизационные работы, неясно. В такой же модернизации нуждаются и три других таких же очень немолодых корабля этого семейства.

Вообще серьезные ремонты и модернизации на наших заводах протекают, не побоимся этого слова, драматически. Достаточно вспомнить младшего собрата «Маршала Шапошникова» – БПК «Адмирал Чабаненко». Он вошел в строй в 1999 году, то есть по российским меркам недавно. Однако этот корабль из-за острой нехватки боевых единиц океанской зоны просто загнали как лошадь. Он регулярно нес боевую службу, обеспечивал визиты в зарубежные страны высокопоставленных должностных лиц, совершал заходы в иностранные порты. В 2014 году его отправили на модернизацию, из которой он должен был выйти через два года. Но недавно выяснилось, что это случится не ранее чем через пять лет, то есть где-то после 2022 года.

На ТОФ в замене нуждаются не только БПК, но и малые ракетные и противолодочные корабли, тральщики и ракетные катера, то есть корабли прибрежной зоны».

Однако по штату «российский флот на Тихом океане превосходит ВМС Японии и Южной Кореи по численности подводных лодок. Хотя и тут есть о чем поразмыслить. Так, из трех атомоходов стратегического назначения – самая «молодая» «Рязань», введенная в строй в 1982 году. Из пяти атомных подлодок (АПЛ) с крылатыми ракетами одна в ремонте, две проходят модернизацию, которая продлится несколько лет, то есть в строю только две лодки этого типа. Похожая ситуация и с многоцелевыми АПЛ: две – на модернизации, две – в ремонте и только одна в строю. Тихоокеанцы поддерживают в боеготовом состоянии шесть дизельных подлодок, но срок их службы приближается к критическому.

Говоря о преимуществах ТОФ, акцент обычно делают на ракетное вооружение. Мол, ВМФ РФ располагает такими эффективными системами, как береговые ракетные комплексы (БРК) «Бастион» и «Бал», противокорабельные ракеты (ПКР) «Калибр», «Оникс», «Вулкан», «Малахит», «Уран» и «Москит».

Это действительно так. Но БРК могут поражать надводные цели только в прибрежной зоне, пусть и весьма обширной. «Уран» имеется на вооружении лишь одного корабля – корвета «Совершенный».

Комплексы «Калибр» и «Оникс» появятся на Тихоокеанском флоте только после поступления через несколько лет модернизированных АПЛ и дизельных подлодок и корветов.

Производство сверхзвуковых противокорабельных ракет «Вулкан» и «Москит», а также околозвуковых «Малахит» прекращено, и сроки исчерпания их гарантированного использования не за горами.

Между тем наши дальневосточные соседи активно заняты созданием перспективных образцов корабельного ракетного оружия».

Вместе с тем, в распоряжении японцев один из сильнейших флотов в Тихом океане, который в случае конфликта будет поддерживаться Соединенными Штатами Америки. Его основу составляют четыре эсминца, которые также являются легкими авианосцами (вертолетоносцами). А наш атомный крейсер «Адмирал Лазарев» уже давно разваливается в одной из гаваней. Его попросту негде ремонтировать, а до других верфей ему не дойти.

Наличие ядерного оружия вряд ли станет сдерживающим фактором, потому что вероятность его применения крайне мала, и это прекрасно понимают в стране Восходящего солнца.

Японские военно-морские силы и в количественном, и в качественном выражении превосходят наш Тихоокеанский флот. Помимо того, что большинство российских военных кораблей ТОФ построено еще в СССР и морально устарело, не хватает также мест для базирования и ремонта…

Зря кто-то считает, что мифы – это что-то о Древней Греции. У нас рождаются свои мифы. Их скармливают своим зрителям и читателям основные государственные СМИ. Миф о российском оружии, которое обеспечивает нам мирное небо, – из этой серии.

Например, принятый на вооружение новейший российский истребитель пока готов главным образом лишь к парадам. Заместитель главнокомандующего Воздушно-Космических сил (ВКС) Сергей Дронов в эфире радиостанции «Эхо Москвы» отметил, что заканчивается этап летных испытаний новейшего истребителя Су­57 и начинается процедура приема этого самолета на вооружение. Да вот беда – оружия для него пока еще в природе не существует. Более того, пока еще даже не начинались опытно-конструкторские работы по созданию высокоточных ракет специально для этого самолета. И начнутся эти работы не раньше следующего года.

В связи с чем возникает очень печальный вопрос: можно ли верить хоть кому-то в России, когда речь заходит о нашем перспективном оружии? О сложностях, с которыми сталкиваются конструкторы? О сроках готовности оружия? О затраченных средствах? О перспективах принятия на вооружение? Да только ли об оружии речь!

А еще у нас есть миф о единственном и непогрешимом правителе, которому в стране с населением в 146 миллионов человек просто невозможно найти замену.

Миф о том, что в стране невозможна хоть какая-то альтернатива существующей власти. Ее якобы быть не может: или Навальный, Собчак, Соболь и прочие либерасты, или Путин.

Миф о том, что в России существуют вертикальные лифты власти. Здесь достаточно посмотреть на деток-орденоносцев и гениальных менеджеров от родителей что у власти: рогозиных, патрушевых, сечиных и иже с ними.

Миф о том, что законы в стране придумывают достойнейшие народные избранники во имя интересов народа (при наличии доминанты «Единой России» в Госдуме), – вовсе не обсуждается.

Миф о том, что…

Евгений ПАВЛОВ.

ЗАХАР ПРИЛЕПИН:

– Двадцать самых дорогих яхт, принадлежащих российским миллиардерам, превзошли по стоимости все боевые корабли, построенные в «десятые» годы для ВМФ России.

Электрические установки, сопоставимые по мощности с АЭС, локальное бронирование, радары военного диапазона, системы подавления и радиоэлектронной борьбы, бортовые авиационные комплексы, мини-подлодки и вертолеты – вот неполный перечень достоинств яхт, на которых рассекают волны океанов наши соотечественники, «добившиеся всего своим трудом».

Цена одной яхты может превышать затраты на модернизацию авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов». Мы не завидуем, нам за «Кузнецова» обидно.

Категория статьи

Вы хотите получать правдивую информацию о жизни в нашей стране, регионе, городе?

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА ГАЗЕТУ «КРАСНЫЙ ПУТЬ» НАША ГАЗЕТА ОППОЗИЦИОННАЯ, ПЕРЕД ВЛАСТЯМИ НЕ ПРОГИБАЕТСЯ.

Вы найдете чтение по душе:

о деятельности известных политиков и мастеров искусств, об экономике и культуре, криминальную хронику, спортивные новости, информацию о том, как правильно рассчитать пенсию, оформить ребенка в детский сад, получить самую разнообразную, а главное — полезную консультацию.

ПОДПИСАТЬСЯ НА «КРАСНЫЙ ПУТЬ» ВЫ МОЖЕТЕ:

В ПОЧТОВЫХ ОТДЕЛЕНИЯХ. Подписной индекс: 53091;

В КИОСКАХ «РОСПЕЧАТИ». Обратитесь к киоскерше. Удобство заключается в том, что читатель в этом случае сможет забрать свежий номер «КП» в любое время в близрасположенном киоске, и такая подписка обойдется дешевле;

В РАЙКОМАХ КПРФ. За справками по этому виду подписки можно обратиться по телефонам: 25-13-82, 32-50-07, 32-50-08.

Приобрести свежий номер газеты вы можете и в коммерческих киосках.

Сведения о редакции

Погарский Адам Остапович

глaвный редактор

тел.: (3812) 32-50-07

Марач Вера Георгиевна

ответственный секретарь

тел.: (3812) 32-50-07

Посмотреть всех