Красный путь
Красный путь

В инженеры бы пошёл, но кто меня научит?

Нам не нужны инженеры? Оказывается – было такое. После развала Советского Союза России стали не нужны инженеры, все приватизировалось и продавалось, ставка делалась на торговлю, коммерцию. Приоритеты сменились!?

Ситуация аховая

О том, что привлечение молодежи к научно-техническому творчеству и повышение престижа инженерного образования – стратегическая задача, от успешного решения которой зависит будущее страны и ее безопасность, на разных уровнях руководства вспомнили  лишь лет десять назад.

На Всероссийском съезде учителей физики забили тревогу ректоры вузов: год от года все меньше одиннадцатиклас­сников сдают ЕГЭ по профильной математике и физике. В нашей области – тоже. На заседании комитета по образованию, науке, культуре и молодежной политике Заксобрания Омской области прозвучала оглушающая информация:  при сдаче ОГЭ предметов по выбору (9 класс) школьники выбрали: обществознание – 50, 1%, информатику – 39%, физику – 8,4%, химию – 7,3% . При сдаче ЕГЭ (11 класс): обществознание  выбрали – 46%, информатику  – 22, 8%, физику – 22,3%, химию – 11, 5%. Из 7000 выпускников средних школ области в этом году физику сдавали всего 1275 человек, а информатику – 1400.

Только три одиннадцатиклассника сдали физику на 100 баллов и 127  – на 80. Что характерно, рапортуя об успехах на выпускных экзаменах, омские чиновники стараются не давать сравнительных цифр: сколько всего школьников сдавали предмет, сколько процентов из них сдали на высокие баллы. Чтобы понять, насколько успешно выглядят наши дети, нужно «избороздить» интернет. Проходной порог для поступления был  по физике всего – 36 баллов, по информатике – 40. При таких «достижениях» о каких серьезных успехах в подготовке инженерных кадров, необходимых сегодняшнему производству, можно мечтать?

 

Что уже делается?

Основные мероприятия проводятся в ходе выполнения проектов «Профильный класс: первый шаг в профессиональное сообщество», «Билет в будущее» и «ПроеКТОрия». Направлены они на формирование у детей и молодежи интереса к выбору профессий и специальностей в соответствии с индивидуальными особенностями и способностями. К 2026 году планируется сформировать систему предпрофильного и профильного профессионального обучения в общеобразовательных учреждениях. Должны быть созданы классы: психолого-педагогические, медицинские, информационно-технологические, аграрно-технологические, технологические (инженерные).

Чтобы без частных репетиторов помочь школьникам усилить подготовку по информатике, физике, химии, в каждом муниципальном районе области создаются «Точки роста», «Кванториумы», IT-кубы – составляющие основу дополнительного образования. Они оснащены современным лабораторным оборудованием, робототехникой, конструкторами.

Утверждена концепция «Территория опережающего развития», главная цель которой – профориентация на инженерные специальности с детского сада. В соответствии с профилем, в котором будут заниматься дети конкретного садика, приобретаются конструкторы и другие материалы, позволяющие формировать определенный тип мышления. Уже 100 педагогов прошли подготовку, чтобы, занимаясь с дошкольниками, формировать у них интерес к техническому творчеству.

Серьезная работа предстоит по формированию профильных классов в школах. Как показывает практика, отметила на комитете заместитель министра образования Омской области М.В. Сейтмухаметова, чтобы набрать из девятиклас­сников профильный 10-й класс, нужно вести многолетнюю работу, начиная с младших классов. В технологических (инженерных) классах будет углубленно изучаться физика, а в инженерно-технологических – математика и информатика. И в 10-м классе школьник уже сможет получить первую профессию, которая пригодится, если, к примеру, не удастся после 11 классов поступить в вуз.

То есть проблема – на годы.

 

Помоги, пенсионер

Что и говорить, планы хорошие. Вопрос в том, кто же их будет осуществлять? Мэр Омска Сергей Шелест в СМИ признал, что в школах города не хватает 797 учителей. По данным на 10 октября 2024 года, только в школах областного центра не хватает 110 преподавателей математики (!), 99 – русского языка, 83 – английского, 69 учителей начальных классов, 38 психологов и 34 преподавателя физики. В 124 школах из 151 обучение организовано в две смены (82,1%), что обусловлено в том числе и дефицитом педагогических кадров. В детсадах – 301 вакансия педагогов. Кроме того, кадры стареют. В образовательных учреждениях только 26% педагогов (3 151 человек) моложе 35 лет, от 35 до 50 лет –  42% (5 110 человек), от 50 до 60 лет – 24% (2 931 человек) и 7,6% педагогов (916 человек) старше 60 лет. За последние три года на работу приняли 1573 учителей и воспитателей до 35 лет, но из них 452 уже уволились.

Министр образования Омской области Иван Кротт на днях рассказал, как власти намерены решать проблему кадрового дефицита в школах региона: «Часть вакансий будет замещена ресурсами свободного рынка труда (пенсионеры, переселенцы, безработные граждане, работники иных организаций), внутренними ресурсами образовательных организаций».

Омичи пишут в комментариях: «..почти у всех учителей и так по две ставки». Может ли учитель, проводя по семь уроков в день, давать глубокие и прочные знания, если ему при такой нагрузке – 35 и более часов в неделю – и жить-то некогда?!

Анна ЧАЛАЯ.

Категория статьи

Вы хотите получать правдивую информацию о жизни в нашей стране, регионе, городе?

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА ГАЗЕТУ «КРАСНЫЙ ПУТЬ» НАША ГАЗЕТА ОППОЗИЦИОННАЯ, ПЕРЕД ВЛАСТЯМИ НЕ ПРОГИБАЕТСЯ.

Вы найдете чтение по душе:

о деятельности известных политиков и мастеров искусств, об экономике и культуре, криминальную хронику, спортивные новости, информацию о том, как правильно рассчитать пенсию, оформить ребенка в детский сад, получить самую разнообразную, а главное — полезную консультацию.

ПОДПИСАТЬСЯ НА «КРАСНЫЙ ПУТЬ» ВЫ МОЖЕТЕ:

В ПОЧТОВЫХ ОТДЕЛЕНИЯХ. Подписной индекс: 53091;

В РАЙКОМАХ КПРФ. За справками по этому виду подписки можно обратиться по телефонам: 25-13-82, 32-50-07, 32-50-08.

Приобрести свежий номер газеты вы можете и в коммерческих киосках.

Сведения о редакции

Погарский Адам Остапович

глaвный редактор

тел.: (3812) 32-50-07

Марач Вера Георгиевна

ответственный секретарь

тел.: (3812) 32-50-07

Посмотреть всех