На прошедшей «Прямой линии президента» проблемам и вопросам образования в этот раз почему-то не уделили никакого внимания. Даже странно. Руководители самых крупных вузов страны уже открыто призывают власть вернуть прежнюю, классическую советскую систему обучения в школах и сдачи экзаменов. А президент об этом ни гугу.
В этом году в Омской области сдавали ЕГЭ 10 405 одиннадцатикласников. 5200 – в Омске, остальные юноши и девушки – сельские выпускники. Региональный минобр гордится тем, что 51 выпускник оказался «стобалльником». Примерно такое же количество «высокобалльников». Но ведь это всего 1% «отличников»!? А на селе этот процент еще жиже! Если в большинстве городских школ соблюдаются стандарты образовательного процесса, то вот в сельских, особенно в небольших поселках и деревнях, едва ли. По рассказам учителей и учеников, обучение зачастую носит формальный характер.
Школьное образование в нашей стране, оказывается, чрезвычайно закрытая сфера. Чтобы собрать факты для материала, нужно быть спецагентом, не меньше. Родители и учителя соглашаются поделиться с журналистом своими вполне обоснованными претензиями или недовольством, но только на условиях анонимности. Иначе опасаются: им или работу менять придется, или у ребенка начнутся проблемы в школе. Один хорошо мне знакомый районный депутат-коммунист, учитель по профессии, никак не может устроиться на работу в школу в своем родном поселке, несмотря на то что специалиста такой квалификации, да что там! – учителя по ее предмету в образовательном учреждении нет. Не берут, потому что не хотят, чтобы вынесен был «сор из избы» (коммунист де в молчанку играть не будет). Не каждый же, как депутаты-коммунисты педагоги Наталья Поршнева и Татьяна Куропятник, может выражать свою позицию и настаивать на ней!
Уже утихли страсти по ГИА и ЕГЭ, отшумели выпускные балы. Бывшие школьники волнуются уже о следующем этапе – поступят или не поступят они в желаемый вуз или техникум. Хотя нет, немало и тех, кто «забил» на учебу и ищет работу. Учителя тем временем ушли наконец в долгожданный отпуск и на два месяца забыли о школьных проблемах. Незаметно пролетит лето, и начнется очередной учебный год. Новый учебный год. А в средней школе деревни Ивановка Калачинского района мало что изменится. Математику будет преподавать музыкант, историю – психолог, физику – информатик. Каждый из этих специалистов ведет еще дополнительно и русский язык, и биологию, и химию. Такая ситуация с преподавателями на селе – далеко-далеко не редкость. Также дело обстоит еще в сотнях таких же Андреевок-Петровок-Семеновок («Неурожайках тож»).
Ольга П., мама восьмиклассницы деревенской школы, спросила завуча: «Почему уроки истории у нас ведет психолог, причем дошкольной специализации?». На что получила ответ: «А вы знаете, сейчас вообще в принципе не обязательно иметь какое-то специальное образование, чтобы преподавать, например, ту же историю. Или литературу. С этой задачей может справиться любой специалист с высшим образованием». То есть высшее специальное педагогическое образование совсем ни к чему? Сдается, что лукавит завуч. Она же сама не идет к офтальмологу, если у нее болит зуб! Другая мама рассказывает, что ее сын-семиклассник учился-учился по математике на 4 и 5, родители были спокойны – и тут вдруг поменялся учитель. Та, что преподавала, заболела надолго и ей на замену попросили выйти старую учительницу математики, с пятидесятилетним стажем преподавания. Подросток, да и остальные ученики на её уроках стали получать двойки и тройки. Оказалось, что прежние оценки были сплошь «дутые». Пришлось родителям нанимать репетитора и наверстывать программу.
В одной из школ физику ведет учитель физкультуры. Видимо, директору названия предметов показались созвучными, а потому вполне логично он и доверил предмет выпускнику института физкультуры. Или вот ученики другой деревенской школы рассказали, как проходят у них уроки обществознания. Учитель дает ребятам задание переписать параграф из учебника («отсюда и до сюда»), сама же в это время пишет планы, проверяет тетради. «А когда еще мне этим заниматься? – отвечает она возмущенным родителям своих учеников. – Я, как и все люди, хочу иметь хотя бы один выходной в неделю». Причем в такой форме уроки проходят еще в лучшем случае, в худшем – директор посылает, например, повариху «тетю Клаву» посидеть на уроке, чтобы дети не шумели. Так что есть учитель в классе или нет – без разницы, коэффициент полезного действия от такого преподавания все равно стремится к нулю.
Дефицит кадров на селе существует из-за того, что специалисты не едут в сельскую местность: зарплата маленькая, жизнь тяжелая, подчас культуры никакой. Это так. Но это не вся правда. Оказывается, что школы и сами-то не слишком бывают заинтересованы в новых кадрах. Например, по штатному расписанию требуется десять преподавателей-предметников, а фактически работают трое, каждый «везет» по две-три ставки. Потому что на одну не прожить. Вот потому и отвечают специалистам, желающим устроиться, что «ставок нет».
На условиях анонимности, учитель старших классов деревенской школы (высокой квалификации и с большим стажем работы) рассказала, что больше 18,5 тысяч за полторы ставки и с учетом дополнительных нагрузок и стимулирующих выплат она не получает. Большинство учителей имеют зарплату в районе 16 тысяч. О стимулирующих премиях они вообще говорят с болью. Их размер напрямую зависит не от того, насколько творчески педагог подходит к предмету, а зачастую от лояльности по отношению к администрации школы. Все педагоги, с которыми удалось поговорить, рассказывают одно и то же: что благодаря новой системе образования они погрязли в бумажной рутине и непомерно перегружены уроками – иначе заработать невозможно. Говорят, что совсем нет времени заниматься профессиональным ростом – больше читать, совершенствовать знания. Профессиональное выгорание наступает гораздо раньше, чем, например, у учителей, работавших 30–40 лет назад. Еще говорят, что зачастую из-за усталости выполняют свою работу автоматически. Этой зимой в одной сельской школе учительница прямо на уроке упала в обморок. От переутомления.
Городские учителя нередко увольняются, потом, помыкавшись в поисках работы (не всем удается сменить профессию или гораздо лучше устроиться по своей), снова возвращаются в школу. В деревне же, где работы нет никакой, за учительские ставки держатся…
Юлия БОГДАНОВА, соб. корреспондент газеты «Правда» по Омской области.