Сразу говорю и однозначно – кто помнит 2012 год – когда мы с А.А. Кравцом ездили в Верховный суд РФ: опять нужно полностью вычеркивать из квитанций плату за ОДН, если она выше, чем по общедомовому счетчику (узнать это можно у председателя совета дома). Если сомневаетесь – лучше вычеркнуть, чем заплатить (напоминаю Гражданский кодекс: расплатившись один раз, мы признаем новые условия оплаты).
1. С ЧЕГО ВСЕ НАЧАЛОСЬ
Поскольку всегда стараюсь писать для людей думающих, которым интересна не только скандальная часть (про это тоже напишу, и про местных тупых и ленивых чиновников), остановлюсь прежде на главном – где кроются причины проблемы, что предпринять, каковы будут последствия. «Люди всегда были и всегда будут глупенькими жертвами обмана и самообмана в политике, пока они не научатся за любыми нравственными, религиозными, политическими, социальными фразами, заявлениями, обещаниями разыскивать интересы тех или иных классов», – писал В.И. Ленин (ПСС, 5е изд., т. 23, с. 47).
Причины просты. Все, что можно было разворовать, разворовали. Производить, вести бизнес цивилизованно большинство нашей буржуазии не научилось, а кушать хочется всегда, причем не только хлеб, но и с толстым слоем масла – знают же, 2017 год на носу, нужно успеть. Потому наиболее быстрый и короткий путь – украсть (не в буквальном, конечно, смысле, а в переносном). Для этого и используются проституирующие за тарелку похлебки с барского стола (Ленин же не зря про это писал – ничего за 100 лет не изменилось) представители юридической науки, прессы, депутаты, принимающие нужные документы, а потом описывающие, как все чудесно.
Вот ОДН, четыре омских телеканала – и ни на одном за месяц не показали ни одной честной передачи, что произошло, никто даже за комментарием не обращался. Вам покажут все – и сосульки, и текущие крыши, и что колеи не чистятся. Неделю спорят – были у погибшего судьи лыжи или только стульчик, но как кого выше мэра критиковать – это табу.
Перед одной избирательной кампанией власти придумали изначально безграмотную по сути вещь – на каждый год для каждого региона из Москвы устанавливать предельный индекс повышения платы за коммунальные услуги. В 10й раз поясняю читателям – речь идет только о коммунальных услугах, а не о жилищных.
Загнав самих себя в эту ловушку и одновременно принимая монетаристские капиталистические меры по борьбе с инфляцией, власти вынуждены теперь врать и изворачиваться.
С чего все началось. 27 января 2016 года (ТАСС) «Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев сообщил, что подписал Стратегию по развитию ЖКХ до 2020 года.
«Повышение составит не более 4% в среднем по нашей стране», – заверил Медведев.
«Я поддерживаю введение ограничений по исполнению некоторых наших решений, которые сегодня с учетом текущей экономической ситуации нашим людям стали просто не по карману, – сказал далее премьер. – Одно из таких решений касается расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме». По его словам, для большинства жильцов в многоквартирных домах это означает, что эти расходы переносятся из одной графы в другую, из коммунальной в жилищную. «У людей возникают вопросы, – отметил премьер. – Есть предложение рассмотреть возможность перенести с 1 апреля 2016 года на 1 января 2017 года применение таких изменений».
Вот и все. Надо же было идти на сентябрьские выборы, а после выборов можно и повысить ОДН! Ведь экономику не обманешь – она безграмотного и безответственного трепа не терпит.
Это понимают и сами чиновники правительства РФ (фамилии не называю): «Решение правительства РФ – ни на йоту не экономическое решение, чистая политика и даже популизм. Это понятно хотя бы из того, что инфляция прогнозируется на уровне 8% (по факту – 6,3%), а ограничения в росте коммунальных платежей утверждены на уровне 3,8%. Это означает гибель предприятий. Индекс роста должен учитывать хотя бы инфляцию, не говоря уже о дельте на развитие».
Вот и все, что произошло. Один раз взяв на себя перед сентябрьскими выборами изначально нереальные обязательства повышать тарифы на коммунальные услуги не более чем на 4% в год, правительство Медведева само загнало себя в угол. С одной стороны, на носу (в 2018м) выборы В.В. Путина, который может и выгнать за провал, с другой – собственники ресурсоснабжающих организаций, в том числе из оффшорных компаний зарубежных стран, которые грозно вопрошают свою долю пирога, а за забором – злой голодный народ, доедающий последний кусок.
Вот они и придумали очередной грандиозный обман народа, состоящий в совершенно простой манипуляции: тупо формально перенести часть платежей из строк «коммунальные услуги» в строки «жилищные услуги», а тогда остаток точно увеличится всего на 4%. Мы вас не обманули, мы же про жилищные услуги не обещали – это все алчные управляющие организации! Там государство бессильно. А вот рост на коммунальные услуги мы обещали 4% – так и есть.
И второе. Пользуясь тем, что люди в большинстве анализировать не хотят, чиновники распоясались совсем. Я специально длинную цитату привел. Смотрите, там в конце Медведев говорит, что народ бедный и внедрение ОДН нужно перенести на январь. То есть надо понимать, что теперь, по мнению правительства РФ, уровень жизни народа поднялся и можно содрать еще одну шкуру.
2. КАК НАС ХОТЯТ ГРАБИТЬ?
Кто хочет подробно ознакомиться – нужно поднять два документа: Федеральный закон от 29.06.2015 №176 (ред. от 28.12.2016 г.) «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации…» и постановление Правительства РФ от 26.12.2016 № 1498 «О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме». Кратко суть принципиальных изменений в следующем:
2.1. Плата за ОДН переносится из коммунальной услуги в жилищную (то есть с января ее будут выставлять в своей квитанции не ресурсоснабжающие организации, как всегда было, а управляющие компании (УК), ТСЖ (ЖСК). Причем, чтобы лишить жильцов права выбора размера платы и порядка ее внесения, в закон внесен специальный пункт, что это решается УК без всякого решения собрания. Таким образом, при поставке света, воды перед жильцами появляется посредник в лице УК, который вообще ничего не делает (тупо подписывает договор приобретения ресурсов), но тоже захочет свою законную долю:
«Для первоначального включения расходов, указанных в части 9 настоящей статьи (расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме – примечание автора), в плату за содержание жилого помещения не требуется решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме» (п. 10. ст. 12 Закона №176ФЗ).
Внимание. Здесь даю сразу пояснение. Я никогда не призываю чего-то нарушать, если не вижу судебной перспективы.
В данном же случае поспешные попытки медведевских птенцов перекроить законодательство столкнулись с их низкой правовой квалификацией, как и ряда омских чиновников (их последователей), которых мы назовем поименно.
А «лоханулись» они вот на чем.
Жилищный кодекс содержит императивную (то есть неизменную) норму, которую я всегда повторяю – размер платы за содержание жилья (кроме ТСЖ и ЖСК) определяет только СОБРАНИЕ:
«Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год» (часть 7 ст. 156 ЖК РФ).
То есть даже формально могут быть два варианта: управляющая организация предложила включить дополнительно в тариф расходы на ОДН, а собрание отказалось; и второй – когда тариф вообще приняли на 35 лет вперед с автоматическим коэффициентом на инфляцию, то есть без учета ОДН – есть и такие дома.
Включение ОДН без решения собрания – явно противоречит приведенной выше статье 12 Закона №176ФЗ. Это, на языке юристов, коллизия норм права. Так вот, сам Жилищный кодекс в пункте 8 статьи 5 дает ответ, как поступать – вычеркивать конкретно все строки ОДН из квитанций УК, если нет решения собрания:
«В случае несоответствия норм жилищного законодательства, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актах органов местного самоуправления, положениям настоящего Кодекса применяются положения настоящего Кодекса.
2.2. Ранее установленные (добровольно-принудительно) за большие деньги жильцов общедомовые счетчики (от 80 тыс. руб. на воду до 230 тыс. руб. на отопление и ГВС и даже до 800 тыс. руб. за автоматический узел учета отопления и горячего водоснабжения) становятся бесполезными, т.к. расчет далее будет проводиться не по счетчику, а по нормативам, для чего в Жилищный кодекс также добавили специальный пункт 9.2 статьи 156:
«Размер расходов граждан в составе платы за содержание жилого помещения на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации».
Вроде нелогично. Сначала Медведев лампочки запретил со своим энергосбережением, поставил всю страну на колени со счетчиками (помню регулярные совещания в администрации с отчетами – как эти счетчики на последние деньги ставили). Городу в 2013 году губернатор денег на капремонт по закону № 185ФЗ не дал изза того, что, мол, не на всех домах счетчики стоят, а теперь поворот назад?! Логика, однако, во всем этом есть… Как правильно пишут в интернете – все как раз логично с точки зрения оккупационного правительства. Сначала дали заработать отдельным господам, тем, кто изготавливал счетчики, а теперь от счетчиков страдают поставщики услуг, поскольку очевидно, что нормативы задраны – все, у кого ломался электросчетчик, могли это ощутить на своей шкуре.
Почему бы теперь, когда за счетчики деньги уже с народа взяли, не взять еще и разницу между показаниями счетчика и нормативом? Одну овцу дважды остричь – а что, срок подошел. Каждый месяц разницу между нормативом и показаниями общедомового прибора учета будут класть в карман управляющие организации и поставщики коммунальных услуг, причем, чем больше вы сэкономили – тем больше вы обогатили кипрских и всяких иных учредителей.
Внимание. Вычеркивать всю оплату по нормативу – только по общедомовому счетчику (если он есть, конечно). И вот почему. Ошибка медведевских чиновников в том, что они ленивые и не привели в соответствие один закон с другим. Дело в том, что никто не отменял Федеральный закон от 23.11.2009 г. №261 «Об энергосбережении…», где указано противоположное:
«Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию».
Как люблю писать – ничего личного, работайте по закону, господа чиновники. Даже если очень хочется надуть народ, но вот нельзя… Господа эти попадают в «вилку», выражаясь языком шахматистов и преферансистов. Если отменить положения Закона №261, то повышающие коэффициенты незаконны, а если действует Закон №261, то считать ОДН по нормативу при наличии счетчика незаконно.
Вычеркивать – однозначно.
К слову, заметьте, опять разное отношение Медведева к «электорату», с одной стороны, и буржуям с чиновниками, с другой. Заводы, магазины, государственные и муниципальные организации будут платить за коммунальные услуги по счетчикам, и только для многоквартирных домов ОДН – по нормативу.
А напоследок, почему еще можно смело вычеркивать из январских квитанций УК плату за ОДН (если только не по счетчику).
Очевидно, что продать я могу только тот товар, который имею в наличии или имею договор на его приобретение. Ответственно заявляю – по состоянию на день выпуска газеты, по моим данным, ни один договор на поставку электроэнергии управляющими компаниями области не заключен (поскольку сам текст еще на согласовании у хозяев фирмы в Петербурге, его нет даже в природе), так же по воде. То есть, кто выставил квитанции – сделал это незаконно (хотят продать чужой товар), он не приобрел соответствующий ресурс. А тут уже для читателей открывается широкое поле творчества – прокуратура, полиция, на худой конец – Горжилинспекция. А чтобы, когда узнают, что мы знаем, не подписали договор задним числом, – придите сначала в свою УК и скажите: раз вы выставили нам квитанцию – покажите договор на приобретение электроэнергии, воды на дома (только прочтите, чтобы не надули – а то покажут договор на освещение офиса).
«Сказать неправду легко. Но, чтобы доискаться правды, необходимо иногда много времени», писал В.И. Ленин в «Правде» 11 января 1913 года, разоблачая ложь меньшевиков (ПСС, 5е изд., т. 22, с. 277). Мы добьемся правды в начислениях ОДН.
Александр ЛИХАЧЕВ,
председатель Омского областного общества потребителей в сфере ЖКК.
(Продолжение следует)