Почти весь этот ассортимент Россия (и не она одна) получает по низким, а то и специально заниженным (то есть демпинговым) ценам. Какова судьба в такой ситуации импортозамещающих проектов в пищепроме и агропромышленном комплексе (АПК) в нашей стране в целом?..
Себестоимость производства практически всех упомянутых товаров в России на треть, а то и наполовину выше, чем в других странах, получивших соответствующие льготы. Уже только этот фактор ставит под сомнение возможность активного развития в нашей стране продовольственного импортозамещения.
Заметим, что Россия уже не первый год импортирует голубику, ежевику, чернику и бруснику из Аргентины, Чили; маринованные огурцы и помидоры – из Вьетнама и Таиланда; консервированные голубцы, опята и маслята – более чем из 15 стран; яблоки, сливы, продукты их переработки и мед – как минимум из 20 стран. И так далее. Список можно продолжить. Несложно заключить, что новые таможенные льготы лишь добавят проблем российским производителям продукции АПК.
Обозначенные льготы предписаны со стороны ВТО, о чем заявила член коллегии (министр) по торговле ЕЭК Вероника Никишина: «Утверждение перечня преференциальных товаров будет свидетельствовать о значительном продвижении государств Евразийского экономического союза в исполнении решений ВТО». Да, именно так: «в исполнении решений ВТО».
Между тем известно, что, по данным Федеральной таможенной службы РФ и Россельхознадзора, многие граничащие с Россией страны СНГ увеличивают незаконный реэкспорт той же продукции в РФ. «Незаконный» потому, что товары эти маркируются как производимые в какой-либо стране Содружества. Нетрудно предположить, что введение новых таможенных льгот только увеличит такой реэкспорт в Россию.
Возможно ли полноценное импортозамещение в создавшихся условиях?
Как показывает мировая практика, в период реализации конкретных импортозамещающих программ государство ограничивает или даже запрещает приток тех или иных товаров из других стран. Такая политика привела к превращению этих стран в крупных производителей и экспортеров многих видов продукции сельского хозяйства и промышленности, в том числе с высокой добавленной стоимостью. Мы же стараемся угодить «и вашим и нашим». По-моему, зря стараемся...
Да, ВТО предписывает вводить низкие или нулевые пошлины для сельхозтоваров из развивающихся и наименее развитых стран. Но зачем они нужны нам в тот период, когда многие предприятия АПК сумели развить производство отечественной продукции даже в условиях «драконовского» банковского кредитования, удорожания всех компонентов сельхозпроизводства?..
Небезынтересна оценка известного экономиста Бенжамена Кеннеля, недавно опубликованная во французской газете «Эко»: «…Россия вышла в число крупнейших мировых поставщиков пшеницы. Но в производстве мяса и фруктов еще предстоит проделать долгий путь».
«Дефицит качественного российского молока… ведет к печальным санитарным последствиям. Российские же производители чаще прибегают к использованию дешевого пальмового масла в молочной продукции» – заметим, что оно в растущем объеме ввозится в РФ из слаборазвитых и развивающихся стран. «Это вызывает тревогу у потребителей. А владельцы коров обвиняют власти, что те закрывают глаза на подобную практику», – пишет далее французский экономист.
Словом, складывается впечатление, что продавливаемые российскими властями вместе с их зарубежными коллегами льготы ЕЭК в сфере ввозных сельхозпошлин – это все то же проявление экономического либерализма, продолжающего править бал в РФ как во внутриэкономической, так и во внешнеэкономической политике.
Алексей БАЛИЕВ.
Из статьи «Импортозамещение или демпинг» в газете «Правда», №5.