Красный путь
Красный путь

Троллейбус водить – асом быть

О профессии водителя этого транспорта, особенностях, проблемах – наше интервью

Электротранспорту Омска необходимо почти 200 водителей троллейбусов в связи с реализацией проекта по развитию инфраструктуры Левобережья – так сообщалось еще в январе. Постоянно звучат объявления о вакансиях в троллейбусах и трамваях. Полная занятость, зарплата 50­70 тысяч рублей. Почему же не заполняются вакансии, а их только на ресурсе «Зарплата.ру» – 25? На мои вопросы предельно честно согласился ответить знакомый омич, водитель с трехлетним стажем – Алексей Еремин (так он пожелал представиться).

– Тебе уже за 40 лет, что привлекло в профессию?

– У меня – два диплома, пробовал себя в различных направлениях, мог бы работать переводчиком. И все­таки детская мечта перетянула, и, услышав о наборе на обучение, решил рискнуть. Троллейбус – самый сложный пассажирский вид транспорта. Мне нравится процесс вождения, в котором одновременно требуется следить за токоприемниками и проезжей частью. Приходится в течение смены справляться с различными нештатными ситуациями. Да, это – стрессы, но когда успешно преодолеваешь, это круто! Кроме того, нужно быть еще и психологом, мы же пассажиров возим. Кто­то приходит на эту работу за деньгами, социальными льготами (тем, кто выработал 20 лет (мужчины) и 15 лет (женщины) – пенсия с 55 и 50 лет.

– Просто так на маршрут не выйдешь. Долго обучался?

– Наборы проводят два раза в год. Первые два месяца изучается теория, и уже на этом этапе отсеивается примерно половина желающих. Практика вождения – 4 месяца, 2 месяца – стажировка. В этом году обучающимся стали давать стипендию примерно 20 тыс. рублей, но, говорят, что тогда нужно три года отработать. Многие сомневаются – вдруг работа не понравится, и на такие условия не подписываются. Отсев идет большой. К примеру, из 35 человек нашей группы, сегодня 10 работает. Возможно, это  связано со странными традициями руководства – новичкам, как правило, дают старую машину, а она все время ломается. И намучаешься, и денег мало заработаешь, ведь за простой машины на ремонте тебе не платят.

– А как же хваленые «адмиралы»?

– Их не так много, как хотелось бы, примерно 110. Часть из них в резерве – до открытия нового депо на Левобережье, а часть – уже с поломками – в эксплуатации четвертый год, и гарантии на них уже нет. Но и для тех машин, что на ходу, водителей не хватает.

В нашем автопарке есть некоторое количество машин 2005 г., есть и такие, что модернизировали в 2000­х годах. Эти «старички» с работой справляются, но у каждого – свои особенности, не зная которых далеко не уедешь. Мне на новых еще не доводилось работать. Видимо, начальника устраивает, что я со «старушкой» справляюсь, не каждому же это удается.

– Нередко омичи на остановках возмущаются, что не дождутся троллейбуса.

– Ничего удивительного. Например, на маршруте №2 по графику – 6 машин. Если одна на ремонте или осмотре (раз в неделю каждая машина проходит 3­часовой техосмотр у механика), вторая на обеде, а третья сломалась, то вот вам и интервал в 30 минут.

– Как проходит рабочий день?

– Стандартная смена – 12 часов. После первых 4 часов на маршруте – 1 час на обед, затем еще 4 часа и 30­минутный перерыв и еще 4 часа, после чего можно ехать в депо. Из­за «пробок» обед может сократиться и даже превратиться в перекус. Если не хочешь конфликта с диспетчером и с начальством, то продолжаешь работу по своему графику. Больше 12 часов водитель электротранспорта не должен работать, но это бывает нередко. Выбрать можно любой из двух графиков работы: 4 рабочих дня плюс 2 выходных или 2 на 2.  Первый график очень тяжелый. Два выходных – это громко сказано: в первый фактически отсыпаешься, а во второй в 19 часов  уже нужно спать, потому что завтра должен в депо прибыть к 5 часам утра. Я, к примеру, живу далеко и на дежурный автобус выхожу в 3 часа ночи. С 5 до 6.30 часов – основной выход всех машин на маршруты. В депо возвращаюсь в 22 часа. При любом графике нет времени на культурный отдых: сходить вечером в кино, на концерт, матч. Мне б хотелось, к примеру, учиться на гитаре играть, но ходить на занятия, увы, не получается.

– Есть ли условия для отдыха, обеда?

– Более­менее нормально на «конечках» у железнодорожного вокзала и поселка Ермак. Никаких условий – ни диспетчерской, ни столовой, ни туалетов – нет на кольце «Завод Попова». В депо (где городок Водников) нет ни комнаты отдыха, ни шкафчиков для одежды. Ветераны говорят: «В советское время даже душевые были и кафе». Работники жалуются, обращаются к начальству, но сдвигов пока нет. Профсоюз у работников транспорта есть, но его деятельность ограничивается новогодними подарками.

– Плюсы работы?

– Стабильная зарплата вовремя. У меня 40 тыс. руб., а если график 4 на 2, то 60­70 тыс. руб. Работаешь на «адмирале»  – 20% надбавка (из федерального бюджета). Через два года идет прибавка к зарплате – 5%. Можно сдавать экзамены на повышение водительского класса, и через 4 года будет прибавка 10%. Если уже 20 лет стажа безаварийной работы и 1 класс, то на «федеральном» маршруте получка более 100 тысяч.

Физически на исправной машине работать не тяжело. Эмоционально – да. Много контролирующих ревизоров, проверяющих правильно ли подъезжаю к остановке, осматриваю ли салон на «конечке» на обнаружение забытых пакетов и тому подобное. За каждое отклонение от правил лишаешься части заработка или премии. Кто­то не выдерживает. Заявления на увольнение, начальство почему­то подписывает сразу, не выясняя причин. Если бы водителей на все машины хватало, то нагрузка была б меньше.

Что нужно сделать, чтобы люди не увольнялись?

–  Наладить бытовые условия, что, наверное, в силах администрации предприятия. Графики сделать более приемлемыми. Привести все в четкое соответствие с Трудовым кодексом: за одинаковые условия труда должна быть одинаковая зарплата. За работу на так называемых «федеральных магистралях» на более комфортных машинах идет надбавка. Новичок же на старой машине, у которой может «зависнуть» электроника, по «дырявым» дорогам перевозит пассажиров столько же часов в день, но при этом получает меньше. Сегодня идет настоящая капиталистическая эксплуатация.

Татьяна ЖУРАВОК.

Категория статьи

Вы хотите получать правдивую информацию о жизни в нашей стране, регионе, городе?

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА ГАЗЕТУ «КРАСНЫЙ ПУТЬ» НАША ГАЗЕТА ОППОЗИЦИОННАЯ, ПЕРЕД ВЛАСТЯМИ НЕ ПРОГИБАЕТСЯ.

Вы найдете чтение по душе:

о деятельности известных политиков и мастеров искусств, об экономике и культуре, криминальную хронику, спортивные новости, информацию о том, как правильно рассчитать пенсию, оформить ребенка в детский сад, получить самую разнообразную, а главное — полезную консультацию.

ПОДПИСАТЬСЯ НА «КРАСНЫЙ ПУТЬ» ВЫ МОЖЕТЕ:

В ПОЧТОВЫХ ОТДЕЛЕНИЯХ. Подписной индекс: 53091;

В РАЙКОМАХ КПРФ. За справками по этому виду подписки можно обратиться по телефонам: 25-13-82, 32-50-07, 32-50-08.

Приобрести свежий номер газеты вы можете и в коммерческих киосках.

Сведения о редакции

Погарский Адам Остапович

глaвный редактор

тел.: (3812) 32-50-07

Марач Вера Георгиевна

ответственный секретарь

тел.: (3812) 32-50-07

Посмотреть всех