О профессии водителя этого транспорта, особенностях, проблемах – наше интервью
Электротранспорту Омска необходимо почти 200 водителей троллейбусов в связи с реализацией проекта по развитию инфраструктуры Левобережья – так сообщалось еще в январе. Постоянно звучат объявления о вакансиях в троллейбусах и трамваях. Полная занятость, зарплата 5070 тысяч рублей. Почему же не заполняются вакансии, а их только на ресурсе «Зарплата.ру» – 25? На мои вопросы предельно честно согласился ответить знакомый омич, водитель с трехлетним стажем – Алексей Еремин (так он пожелал представиться).
– Тебе уже за 40 лет, что привлекло в профессию?
– У меня – два диплома, пробовал себя в различных направлениях, мог бы работать переводчиком. И всетаки детская мечта перетянула, и, услышав о наборе на обучение, решил рискнуть. Троллейбус – самый сложный пассажирский вид транспорта. Мне нравится процесс вождения, в котором одновременно требуется следить за токоприемниками и проезжей частью. Приходится в течение смены справляться с различными нештатными ситуациями. Да, это – стрессы, но когда успешно преодолеваешь, это круто! Кроме того, нужно быть еще и психологом, мы же пассажиров возим. Ктото приходит на эту работу за деньгами, социальными льготами (тем, кто выработал 20 лет (мужчины) и 15 лет (женщины) – пенсия с 55 и 50 лет.
– Просто так на маршрут не выйдешь. Долго обучался?
– Наборы проводят два раза в год. Первые два месяца изучается теория, и уже на этом этапе отсеивается примерно половина желающих. Практика вождения – 4 месяца, 2 месяца – стажировка. В этом году обучающимся стали давать стипендию примерно 20 тыс. рублей, но, говорят, что тогда нужно три года отработать. Многие сомневаются – вдруг работа не понравится, и на такие условия не подписываются. Отсев идет большой. К примеру, из 35 человек нашей группы, сегодня 10 работает. Возможно, это связано со странными традициями руководства – новичкам, как правило, дают старую машину, а она все время ломается. И намучаешься, и денег мало заработаешь, ведь за простой машины на ремонте тебе не платят.
– А как же хваленые «адмиралы»?
– Их не так много, как хотелось бы, примерно 110. Часть из них в резерве – до открытия нового депо на Левобережье, а часть – уже с поломками – в эксплуатации четвертый год, и гарантии на них уже нет. Но и для тех машин, что на ходу, водителей не хватает.
В нашем автопарке есть некоторое количество машин 2005 г., есть и такие, что модернизировали в 2000х годах. Эти «старички» с работой справляются, но у каждого – свои особенности, не зная которых далеко не уедешь. Мне на новых еще не доводилось работать. Видимо, начальника устраивает, что я со «старушкой» справляюсь, не каждому же это удается.
– Нередко омичи на остановках возмущаются, что не дождутся троллейбуса.
– Ничего удивительного. Например, на маршруте №2 по графику – 6 машин. Если одна на ремонте или осмотре (раз в неделю каждая машина проходит 3часовой техосмотр у механика), вторая на обеде, а третья сломалась, то вот вам и интервал в 30 минут.
– Как проходит рабочий день?
– Стандартная смена – 12 часов. После первых 4 часов на маршруте – 1 час на обед, затем еще 4 часа и 30минутный перерыв и еще 4 часа, после чего можно ехать в депо. Изза «пробок» обед может сократиться и даже превратиться в перекус. Если не хочешь конфликта с диспетчером и с начальством, то продолжаешь работу по своему графику. Больше 12 часов водитель электротранспорта не должен работать, но это бывает нередко. Выбрать можно любой из двух графиков работы: 4 рабочих дня плюс 2 выходных или 2 на 2. Первый график очень тяжелый. Два выходных – это громко сказано: в первый фактически отсыпаешься, а во второй в 19 часов уже нужно спать, потому что завтра должен в депо прибыть к 5 часам утра. Я, к примеру, живу далеко и на дежурный автобус выхожу в 3 часа ночи. С 5 до 6.30 часов – основной выход всех машин на маршруты. В депо возвращаюсь в 22 часа. При любом графике нет времени на культурный отдых: сходить вечером в кино, на концерт, матч. Мне б хотелось, к примеру, учиться на гитаре играть, но ходить на занятия, увы, не получается.
– Есть ли условия для отдыха, обеда?
– Болееменее нормально на «конечках» у железнодорожного вокзала и поселка Ермак. Никаких условий – ни диспетчерской, ни столовой, ни туалетов – нет на кольце «Завод Попова». В депо (где городок Водников) нет ни комнаты отдыха, ни шкафчиков для одежды. Ветераны говорят: «В советское время даже душевые были и кафе». Работники жалуются, обращаются к начальству, но сдвигов пока нет. Профсоюз у работников транспорта есть, но его деятельность ограничивается новогодними подарками.
– Плюсы работы?
– Стабильная зарплата вовремя. У меня 40 тыс. руб., а если график 4 на 2, то 6070 тыс. руб. Работаешь на «адмирале» – 20% надбавка (из федерального бюджета). Через два года идет прибавка к зарплате – 5%. Можно сдавать экзамены на повышение водительского класса, и через 4 года будет прибавка 10%. Если уже 20 лет стажа безаварийной работы и 1 класс, то на «федеральном» маршруте получка более 100 тысяч.
Физически на исправной машине работать не тяжело. Эмоционально – да. Много контролирующих ревизоров, проверяющих правильно ли подъезжаю к остановке, осматриваю ли салон на «конечке» на обнаружение забытых пакетов и тому подобное. За каждое отклонение от правил лишаешься части заработка или премии. Ктото не выдерживает. Заявления на увольнение, начальство почемуто подписывает сразу, не выясняя причин. Если бы водителей на все машины хватало, то нагрузка была б меньше.
– Что нужно сделать, чтобы люди не увольнялись?
– Наладить бытовые условия, что, наверное, в силах администрации предприятия. Графики сделать более приемлемыми. Привести все в четкое соответствие с Трудовым кодексом: за одинаковые условия труда должна быть одинаковая зарплата. За работу на так называемых «федеральных магистралях» на более комфортных машинах идет надбавка. Новичок же на старой машине, у которой может «зависнуть» электроника, по «дырявым» дорогам перевозит пассажиров столько же часов в день, но при этом получает меньше. Сегодня идет настоящая капиталистическая эксплуатация.
Татьяна ЖУРАВОК.