Красный путь
Красный путь

Точка зрения. Опять… Фёдоровка

Власть в регионе сменилась совсем недавно, но уже возникает ощущение, будто мы обречены ходить по одному и тому же замкнутому кругу

После отстранения от должности Александра Буркова омичи с облегчением вздохнули: наконец-то закончилась эпоха уральских варягов. Была надежда, что новый губернатор все-таки начнет заниматься развитием области не на словах, а на деле. Ну не может же региону так долго не везти с первыми лицами.

И, казалось бы, для надежд имелись вполне объективные основания – биография назначенного врио Виталия Хоценко выглядела просто блестяще. Он и кандидат наук, и иностранный диплом имеет, и на фронте побывал, и в Минпромторге поработал, и в конкурсе «Лидеры России» победил. Немного смутило, правда, его высказывание в одном из интервью, что в этом конкурсе он принял участие «по приколу». И выиграл…

 

Кадры что-то решают?

Побыв положенный срок врио, Виталий Хоценко без видимых усилий одержал победу в выборной кампании. После чего все стали ждать ключевых кад­ровых назначений в областном правительстве. Но с этим дело пошло не очень. Как-то невнятно прозвучал тезис насчет опоры на старые кадры. И мы видим, что новый губернатор оперся на оставшегося в должности заместителя Вадима Чеченко, что, в общем-то, понятно, также остались заместителями главы региона Олег Заремба и Дмитрий Ушаков. Причем Ушакова так нагрузили дополнительными полномочиями, что его можно назвать первым из первых замов.

Ходят слухи, что Хоценко собирается ввести в областном правительстве пост премьера. Всех министров как бы вывели за штат, и теперь им предлагается заключать контракты на один год. А дальше, мол, посмотрим – кто как себя проявит. Схема весьма спорная. Какой нормальный управленец, спрашивается, пойдет на подобные условия?

Тем более зная недавнюю историю омской власти. Ведь многие высокопоставленные чиновники из правительства Виктора Назарова уже успели отсидеть свое, а некоторым близким соратникам Александра Буркова, видимо, еще предстоит пройти этот тяжкий путь или жить на чужбине.

Говорят, например, что недавно прошли обыски на съемной квартире бывшего министра природных ресурсов и экологии Ильи Лобова – свою собственную жилплощадь он успел продать. И, судя по гневным репликам заместителя генерального прокурора, правильно сделал, что продал – дальнейшая судьба бывшего министра безоблачной отнюдь не выглядит, но жильем за государственный счет он будет обеспечен.

Ведь все нынешние потенциальные назначенцы отлично понимают, как устроена наша властная вертикаль. Деликатные указания в этой системе отдаются устно, а обвинительные заключения по уголовным делам пишутся пером, и их потом не вырубишь топором. Иллюстраций сколько угодно. Неудивительно, что очередей из желающих примерить на себя роль козла отпущения не наблюдается.

Так или иначе, кадровая политика нового губернатора оптимизма пока не вызывает.

 

В порочном круге

Но еще более настораживают сделанные Виталием Хоценко заявления относительно его видения перспектив развития области. Уже в ходе предвыборной кампании в качестве ключевых направлений прозвучали набившие омичам оскомину темы проектов времен Полежаева, которые затем по наследству перешли сначала к Назарову, потом к Буркову. Это аэропорт Федоровка, метро, гидроузел. Такое ощущение, будто Омская область попала в описанную не раз фантастами «петлю времени».

Кроме того, нам опять обещают сделать Омск логистическим центром, привлечь множество инвесторов, которые вложат в экономику региона большие деньги и превратят наконец Омск в столицу Сибири.

Судя по всему, важная роль в этом процессе отводится приехавшему к нам вместе с Хоценко и назначенному замом губернатора, представителем при правительстве РФ А.В. Шпиленко. Новый вице-губернатор с ходу отважно заявил, что Омск и омичи ему понятны, а затем в интервью местным СМИ более подробно изложил свои представления о перспективах развития региона и особенно омского бизнеса.

Как человек 30 лет занимающийся бизнесом в условиях местных реалий могу сказать, что лучше бы он молчал, чем говорил. Но молчать, видимо, нельзя, потому что именно разговоры у нас давно уже называются инвестиционной деятельностью. Вот и сейчас первым шагом ее предполагаемой активизации стала организация стратегической сессии с предпринимательским сообществом. Цель – обсуждение проблемных вопросов ведения бизнеса на территории региона и определение дальнейших действий исполнительной власти для улучшения инвестиционного климата.

Все это до боли знакомо, и все это не раз уже было. Мы обсуждали сотворенную за немалые деньги стратегию развития области, на ее основе писались объемистые долгосрочные программы минимум и максимум, многократно пытались на больших форумах выяснить, какие такие злые силы выстраивают непреодолимые для омских предпринимателей барьеры и т. д. Никаких точек соприкосновения с реальной жизнью эта бурная деятельность не имела. Теперь, похоже, заходим на очередной круг.

На трёх китах

А в реальной жизни идет активная реанимация трех полежаевских «инвестиционных китов». Объявлен тендер на проектирование второй очереди Красногорского гидроузла, на что из областного бюджета выделяется 600 миллионов рублей. Еще 100 миллионов из того же источника получит победитель конкурса по созданию проекта превращения многострадального омского метро … в метротрам, в рамках которого должно быть предусмотрено строительство дороги аж до Федоровки. В общем опять Федоровка…

И в очередной раз у нас пытаются создать впечатление, что мегаполис чуть ли не задыхается без нового аэропорта. Явно ложкой к обеду здесь оказалась аварийная посадка самолета в поле под Новосибирском – якобы в Омске оказалась короткая полоса. Да и в целом аэропорт Центральный, дескать, создает опасность для города.

Этот миф муссируется на протяжении десятков лет. На самом деле действующая воздушная гавань полностью отвечает всем требованиям регулятора по авиационной безопасности. В противном случае никто бы попросту не разрешил ее эксплуатацию. Кстати, там и удлинение полосы технически возможно. Эта идея при Полежаеве обсуждалась, но сам же глава региона ее похоронил, потому что возник прожект с Федоровкой – скажем так, гораздо более привлекательный и емкий с коррупционно-финансовой точки зрения.

Возрождением советского недостроя занимался «Мостовик» Олега Шишова. Эпопея длилась достаточно долго. В конце концов была построена взлетно-посадочная полоса, ряд зданий и сооружений, закупалось оборудование, причем финансирование в основном шло уже из областного бюджета. Федеральная казна выделила только порядка 60 млн рублей на закупку инертных материалов.

Под этот проект даже учредили ОАО «Омский аэропорт «Федоровка». Доля области в нем составила 49 процентов, 51 процент достался «Мостовику». Предполагалось, что вскоре появятся и другие инвесторы, и было всенародно объявлено, что к трехсотлетию Омска мы точно полетим из нового порта...

Закупленные инертные материалы потихоньку вывезли и перепродали для использования в строительстве дороги южного обхода, а на 80 процентов готовый комплекс был заморожен и подвергся тотальному разграблению. Вывозились аэродромные плиты, вырезались на металлолом чугунные трубы водовода, стальные балки и опоры, кабели и т. д.

Казалось бы, на токсичном проекте, нанесшем бюджету области и государству колоссальный ущерб, давно следовало бы поставить жирный крест и забыть о нем, как о дурном сне. Но с приходом каждого нового губернатора идея Федоровки возрождается, словно птица Феникс из пепла, и снова начинает пожирать бюджетные деньги.

Справедливости ради нужно отметить, что расположенный в городской черте «Центральный» в перспективе действительно может стать фактором, сдерживающим гармоничное развитие мегаполиса. Но это опять-таки не значит, что отсутствует альтернатива Федоровке. Ведь рядом с городом есть действующий аэродром «Северный», принадлежащий Министерству обороны.

Причем у этого варианта потенциально имеется сразу три выгодоприобретателя. Во-первых, это военные, поскольку в Омске базируется десантная бригада с авиапарком. Во-вторых, объединение «Полет», которому необходимо доставлять на Дальний Восток «Ангару», большое количество других оборонных предприятий. И, в-третьих, конечно же, город, который получил бы со всех точек зрения идеально расположенную воздушную гавань. Полоса, «накатанная» за многие годы авиаторами, соответствует всем требованиям безопасности, дорогу строить не надо, коммуникации все есть, и площадка под «Центральным» освобождается. Да и в конце концов просто удобно и выгодно нам, омичам!

 

Но Фёдоровка «эффективней»!

Да, на «Северном» требуется реконструкция, но как однажды публично признал бывший в то время вице-губернатором Игорь Бондарев, она обошлась бы в разы дешевле строительства Федоровки. Между прочим, оценка вполне объективная. Однако далее чиновник тогда же заявил, что строить нужно… все равно Федоровку. Мало того, при Назарове шли реальные и совершенно конкретные переговоры с Министерством обороны по поводу модернизации аэропорта «Северный», и оно готово было выделить на это 12 миллиардов рублей. Но проект не стали продвигать, причем в публичном поле не прозвучало никаких аргументов относительно причин, по которым его отвергли. Причина, полагаю, была только одна – там не просматривалась «эффективная» для омских чиновников криминальная рента.

А в Федоровке, надо полагать, очень даже просматривалась. Помнится, в бытность Назарова другой вице-губернатор Виктор В., что называется, на пальцах объяснил мне всю экономику строительства Федоровки. Смотри, говорит: «… строительство полосы обойдется в три миллиарда, за шесть мы поставим новый аэродромный комплекс. А землю под «Центральным» продадим за 18 миллиардов. И разница в девять миллиардов будет наша». Что конкретно подразумевалось под словом «наша», чиновник не расшифровал, но это было и так понятно.

Не случайно во времена Полежаева – Шишова ходили слухи, что каким-то образом тогда за эту землю уже удалось получить от некоего казахстанского «инвестора» 6,5 миллиарда рублей. Отсюда вроде бы и родилось ОАО «Омский аэропорт «Федоровка». И якобы эти деньги были аккуратно «попилены». Это, повторю, слухи, но, как говорится, дыма без огня не бывает.

Собственно, стержнем, движущей силой этого прожекта изначально была идея вытолкнуть куда-то действующий аэропорт и продать землю. И ее с упорством, достойным лучшего применения, пытались реализовать команды трех губернаторов. Новый губернатор, должен и обязан это понимать. Но…. опять собираемся строить Федоровку.

Причем последняя прозвучавшая в публичном поле оценка стоимости данного прожекта составляла уже 66 миллиардов рублей! Зачем? Неужели бюджеты в нашей стране похожи на бездонные бочки, из которых, подобно арабским шейхам, можно тратить сколько захочется? Пора бы уже перестать морочить голову омичам и не заниматься созданием условий для коррупции и разбазаривания бюджетных средств.

 

Кто в тени?

Да и в остальном отчетливо прослеживаются далеко не благоприятные для развития региона тенденции. По-прежнему, по моему мнению, наряду с губернаторской властью параллельно существует другой, теневой центр принятие решений, который определяет правила игры – это И. Бондарев, его товарищи в погонах и не только. Именно они определяют развитие политической и экономической жизни в области.

Видимо, часть решений прежние губернаторы Назаров и Бурков принимали по согласованию с этим центром. Прямым доказательством и следствием чего являются многочисленные уголовные дела, возбужденные против высокопоставленных чиновников. Причем наверняка будут новые посадки, потому что отформатированная модель «неформальных» отношений заведомо криминальна по своей сути. А отработанный «материал» легко отправляется в места не столь отдаленные.

Именно эта порочная модель крайне негативно сказывается на инвестиционном климате в регионе, в ее рамках очень сложно создать нормальные условия для ведения бизнеса. И, пока она доминирует в системе управления, никакие стратегические сессии ситуацию, конечно же, не изменят. Потому что реальная стратегия сформирована в другом месте и у нее совершенно другие цели и задачи.

К слову, нынешний первый из первых замов губернатора Дмитрий Ушаков недавно жестко высказался в адрес бывшего министра экологии Ильи Лобова, в отношении которого проводятся следственные действия. Уголовные дела возбуждены по поводу манипуляций с тарифами на вывоз мусора, и в них фигурируют еще и представители РЭК. Судя по всему, там использовалась схема, аналогичной той, что была реализована в горгазе, за что бывшие руководители компании и РЭК уже отбывают свой срок. Посадки, очевидно, намечаются и на сей раз.

Но проблема-то заключается в том, что, если расследование будет идти так, как оно должно отправляться правоохранительной системой, в уголовное дело неизбежно должен попасть и сам Ушаков. Ведь все тарифы утверждал именно он. А речь, между прочим, идет о миллиардах рублей, изъятых коррупционерами и мошенниками из карманов омичей.

Ситуация классическая. Деньги испарились, теневые бенефициары криминальной схемы, устанавливающие правила игры, как водится, ни при чем, а ответственность должен нести тот, кто согласился по предложенным правилам играть.

Именно так всегда работает эта модель. Наглядным ее воплощением является и многострадальный проект Федоровки, который сегодня вдруг опять оказался живее всех живых и по-прежнему способствует разбазариванию бюджетных средств в особо крупных размерах.

Сергей МИЗЯ,

директор ООО «Коминформ», председатель комитета по безопасности предпринимательской деятельности Омской торгово-промышленной палаты.

Категория статьи

Вы хотите получать правдивую информацию о жизни в нашей стране, регионе, городе?

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА ГАЗЕТУ «КРАСНЫЙ ПУТЬ» НАША ГАЗЕТА ОППОЗИЦИОННАЯ, ПЕРЕД ВЛАСТЯМИ НЕ ПРОГИБАЕТСЯ.

Вы найдете чтение по душе:

о деятельности известных политиков и мастеров искусств, об экономике и культуре, криминальную хронику, спортивные новости, информацию о том, как правильно рассчитать пенсию, оформить ребенка в детский сад, получить самую разнообразную, а главное — полезную консультацию.

ПОДПИСАТЬСЯ НА «КРАСНЫЙ ПУТЬ» ВЫ МОЖЕТЕ:

В ПОЧТОВЫХ ОТДЕЛЕНИЯХ. Подписной индекс: 53091;

В РАЙКОМАХ КПРФ. За справками по этому виду подписки можно обратиться по телефонам: 25-13-82, 32-50-07, 32-50-08.

Приобрести свежий номер газеты вы можете и в коммерческих киосках.

Сведения о редакции

Погарский Адам Остапович

глaвный редактор

тел.: (3812) 32-50-07

Марач Вера Георгиевна

ответственный секретарь

тел.: (3812) 32-50-07

Посмотреть всех