Красный путь
Красный путь

Точка зрения. Как птица Феникс

Скандальный проект аэропорта Омск-Фёдоровка в очередной раз возрождается из пепла
и готов снова пожирать бюджетные миллиарды

На полях прошедшего в Санкт-Петербурге международного экономического форума состоялось подписание концессионного соглашения о строительстве и эксплуатации аэропорта Омск-Федоровка. Губернатор Виталий Хоценко назвал это событие знаковым для региона и заявил, что омичи уже не один десяток лет ждут появления новой воздушной гавани.

Хотя вряд ли найдется много жителей мегаполиса, многолетние чаяния которых действительно связаны с реализацией данного проекта. Ведь никаких проблем с воздушным сообщением омичи не испытывают. Аэропорт Центральный с запасом справляется с существующим пассажиропотоком. Он отвечает всем требованиям регулятора по авиационной безопасности. В противном случае никто бы не разрешил его эксплуатацию. Да и добраться до него можно быстро и недорого. Именно это нравится подавляющему большинству пассажиров.

Впрочем, нельзя сказать, что омичи совсем уж не интересовались перипетиями реализации многострадального проекта Федоровки. Однако острый общественный интерес был связан отнюдь не с мечтаниями о новой воздушной гавани, а с тем, сколько бюджетных средств ушло в  эту черную дыру. Ведь проект нанес бюджету области и государству колоссальный ущерб. Преступно разбазарены многие миллиарды рублей, на которые можно было построить дороги, школы, больницы, прочие социальные объекты, перевести на газ угольные ТЭЦ и т. д. Но эти огромные деньги просто испарились, хотя и не бесследно.

В эпоху Полежаева в Федоровке была построена взлетно-посадочная полоса, здание аэровокзала и другие сооружения, было закуплено оборудование. Финансирование в основном шло из областного бюджета. Федеральная казна выделила около 60 миллионов рублей только на закупку инертных материалов (щебень, песок). Потом эти инертные материалы потихоньку вывезли и перепродали для использования на строительстве дороги южного обхода Омска. Где осели вырученные за них деньги – вопрос отдельный, но можно спросить у бывшего вице-губернатора С. Гребенщикова.

Затем готовый на 80 процентов аэродромный комплекс был заморожен и подвергся тотальному разграблению. Вывозились аэродромные плиты, вырезались на металлолом чугунные трубы водопровода, стальные балки и опоры, кабели и др. Заметим, что все это происходило на вроде бы охраняемом за бюджетные деньги объекте.

Казалось бы, на скандальном проекте давно следовало бы поставить жирный крест и забыть о нем, как о дурном сне. Но с приходом каждого нового губернатора идея Федоровки возрождалась, словно птица Феникс из пепла, и снова начинала пожирать бюджетные деньги. Омичей снова и снова пытались убедить, что мегаполис чуть ли не задыхается без новой воздушной гавани, что аэропорт в черте города опасен, что именно с Федоровкой связаны перспективы развития региона.

Хотя на самом деле стержнем и движущей силой данного прожекта изначально был замысел вытолкнуть куда-то действующий аэропорт и продать землю под ним, чего никто особенно и не скрывал. И с упорством, достойным лучшего применения, эту идею пытались реализовать команды трех губернаторов. Виталий Хоценко – четвертый!

В кулуарах Санкт-Петербургского международного форума глава региона заявил, что уже запланировано построить на месте Центрального шесть миллионов квадратных метров жилья. Причем после выноса аэропорта там уже не будет ограничений Росавиации по высотности зданий – много­этажки можно ставить какой угодно высоты. Все коммуникации есть, площадка ровная. Нетрудно догадаться, что желающих поучаствовать в дележе такого пирога будет достаточно. Дело это весьма выгодное и, как показывает многолетний печальный опыт омских реалий, чрезвычайно емкое с коррупционной точки зрения.

Справедливости ради нужно отметить, что расположенный в городской черте «Центральный» в перспективе действительно может стать фактором, сдерживающим гармоничное развитие мегаполиса. Но это опять-таки не значит, что отсутствует альтернатива Федоровке. Ведь рядом с городом есть действующий аэропорт «Северный», принадлежащий Министерству обороны.

Причем у этого варианта переноса аэропорта потенциально имеется сразу три выгодоприобретателя. Во-первых, это военные, поскольку в Омске базируется десантная бригада с авиапарком. Во-вторых, объединение «Полет», которому необходимо доставлять на Дальний Восток комплектующие «Ангары», большое количество других оборонных предприятий. И, в-третьих, конечно же, город, который получил бы со всех точек зрения идеально расположенную воздушную гавань.

Там полоса три тысячи метров, соответствующая всем требованиям безопасности, на нее, в том числе, даже садился тяжелый «Руслан». Не нужно строить подъездных дорог, коммуникации все есть, и площадка под «Центральным» освобождается. В конце концов, это удобно и выгодно всем омичам.

Да, на «Северном» потребуется реконструкция, но очевидно, что обошлась бы она в разы дешевле строительства Федоровки. И областные чиновники это прекрасно знают. Мало того, при губернаторе Назарове шли реальные и совершенно конкретные переговоры с Министерством обороны по поводу модернизации «Северного», и оно готово было выделить на это 12 миллиардов рублей. Но идею потихоньку похоронили, причем в публичном пространстве не прозвучало никаких аргументов относительно причин, по которым ее отвергли.

Есть основания полагать, что причина была только одна – проект не вписался в чьи-то частные коммерческие интересы. Хотя здесь точнее будет сказать – коррупционные интересы, потому что тогда решение принимали не представители бизнеса, а чиновники, состоящие на государственной службе. Видимо, в этом варианте не просматривалась «эффективная» криминальная рента. А в Федоровке – очень даже просматривалась.

И вот сейчас все возвращается на круги своя. Альтернативный вариант даже не обсуждается. Федоровка – и точка. Собственно, не было никакого публичного обсуждения и параметров концессионного соглашения с УК «Аэропорты регионов», которое в Санкт-Петербурге торжественно подписал Виталий Хоценко и детали которого не должны являться коммерческой тайной, поскольку речь идет о финансовых обязательствах бюджета Омской области. Но сегодня даже приблизительно невозможно оценить, во что выльется исполнение этих обязательств омским налогоплательщикам.

Из того, что было озвучено в СМИ, известно только, что концессионное соглашение будет действовать 49 лет и что  строительство Федоровки обойдется в 43 миллиарда рублей. Понятно, что последняя цифра взята с потолка, ибо как можно определить стоимость объекта, если на него еще и проекта нет – проектирование планируется только начать в этом году. Фактическая цена сооружения аэропорта наверняка будет сильно отличаться от заявленной и, не трудно предположить, вряд ли в меньшую сторону.

Неизвестно также, во что обойдется строительство дороги к аэропорту и подведение инженерных коммуникаций, что по соглашению должен профинансировать областной бюджет. Хотя это все же более-менее понятные, так сказать, единовременные бюджетные затраты. Но  дальше-то начинается вообще темный лес.

Ведь при губернаторе Назарове специалистами Внешэкономбанка уже проводились все финансовые расчеты по Федоровке. И, по их оценкам, о выходе аэропорта на самоокупаемость можно говорить только при достижении пассажиропотока в три миллиона человек. Откуда они возьмутся? Ведь Омск завтра не превратится в туристическую Мекку.

Можно, конечно, помечтать о том, что мы создадим хаб и перетянем пассажиров и грузы, к примеру, из Новосибирска, но понятно же, что позиции Омска в конкурентной борьбе явно проигрышные. Соседи в Толмачево уже построили вторую взлетно-посадочную полосу, и там совсем другие объемы авиаперевозок.

Очевидно, что в обозримой перспективе Федоровка будет планово-убыточной. А концессия, как известно, не является разновидностью благотворительной деятельности. Никакой инвестор не ставит своей целью безвозвратно закопать деньги. Субсидировать содержание аэропорта до уровня рентабельности придется областному бюджету. Скажем, по уже упоминавшемуся проекту Внешэкономбанка область должна была в течение пяти лет выплатить инвесторам компенсацию убытков в общей сложности более 5,7 миллиарда рублей. Сколько в конечном итоге придется заплатить омским налогоплательщикам по ныне подписанному концессионному соглашению и на какой срок загонится в кабалу областной бюджет, сегодня остается только гадать.

И это далеко не праздные вопросы, потому что они напрямую затрагивают интересы всех омичей. Без тщательного анализа потенциальных рисков, без рассмотрения альтернатив, без оценки всей совокупности затрат, в том числе долгосрочных, очередная попытка реализовать токсичный проект Федоровки является не чем иным, как очередной авантюрой.

И, кстати, прежде чем ввязываться в нее, желательно бы провести полноценную ревизию всех предыдущих этапов строительства объекта. И даже не для того, чтобы привлечь кого-то к ответственности, а чтобы понять, во что нам вся эта история уже обошлась и извлечь уроки из собственного богатого негативного опыта. Нельзя же постоянно наступать на одни и те же любимые старые губернаторские грабли.

В последнее время государство вкладывает огромные средства в развитие потенциала страны. И президент Владимир Путин постоянно говорит о том, что необходимо рачительно относиться к бюджетным расходам. Здесь же речь идет об очевидных и необоснованных расходах в десятки миллиардов рублей. А что касается перспектив скандального проекта, то четко и выпукло в  нем по-прежнему просматриваются только перспективы коррупционные.

Поэтому прошу считать эту публикацию в соответствии со ст. 144 ч. 2 УПК РФ заявлением в прокуратуру и УФСБ по Омской области об описанных выше уголовных преступлениях, совершенных  чиновниками правительства Омской области, предусматривающих ответственность за злоупотребление должностным положением и растрату бюджетных средств.

Сергей МИЗЯ,

директор

ООО «Коминформ»,

бывший советник
губернатора
Омской области
В.И. Назарова.

Категория статьи

Вы хотите получать правдивую информацию о жизни в нашей стране, регионе, городе?

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА ГАЗЕТУ «КРАСНЫЙ ПУТЬ» НАША ГАЗЕТА ОППОЗИЦИОННАЯ, ПЕРЕД ВЛАСТЯМИ НЕ ПРОГИБАЕТСЯ.

Вы найдете чтение по душе:

о деятельности известных политиков и мастеров искусств, об экономике и культуре, криминальную хронику, спортивные новости, информацию о том, как правильно рассчитать пенсию, оформить ребенка в детский сад, получить самую разнообразную, а главное — полезную консультацию.

ПОДПИСАТЬСЯ НА «КРАСНЫЙ ПУТЬ» ВЫ МОЖЕТЕ:

В ПОЧТОВЫХ ОТДЕЛЕНИЯХ. Подписной индекс: 53091;

В РАЙКОМАХ КПРФ. За справками по этому виду подписки можно обратиться по телефонам: 25-13-82, 32-50-07, 32-50-08.

Приобрести свежий номер газеты вы можете и в коммерческих киосках.

Сведения о редакции

Погарский Адам Остапович

глaвный редактор

тел.: (3812) 32-50-07

Марач Вера Георгиевна

ответственный секретарь

тел.: (3812) 32-50-07

Посмотреть всех