Красный путь
Красный путь

Тайны нашего времени Незаживающая рана

12 августа Россия вспомнила одну из скорбных дат начала этого века. В этот день 22 года назад произошла трагедия подводной лодки «Курск» («К-141») – одна из самых загадочных трагедий начала XXI века. Случалась и раньше гибель подводных лодок, тайну которых не удалось доподлинно установить до настоящего времени, но более загадочной, чем гибель атомного подводного крейсера «К-141» («Курск»), еще не было.

Кажется, все правительства мира выдвинули версии, способные увести следы от настоящих виновников трагедии. Четыре года спустя солидный иностранный деятель с апломбом утверждал: «Единственная весомая улика – носовой торпедный отсек, но они (русские. – В.К.) упустили возможность предъявить его специалистам». Упустили или специально уничтожили? Вот вопрос.

Была выдвинута несуразная «официальная версия», что лодка погибла от собственной торпеды на перекиси водорода, так называемой толстушки, во что не верил и не верит ни один настоящий подводник, тем более торпедной специальности.

12 августа 2000 года было передано сообщение, что при невыясненных обстоятельствах атомная подлодка Северного флота легла на дно. Это сообщение стало началом странной версии, которая вот уже более 20 лет сопровождает нас, и для целого поколения она сейчас превратилась в «правду».

Почему сообщение о том, что субмарина легла на грунт, нельзя принимать всерьез? Каждый подводник-профессионал знает, что атомные подлодки, в отличие от дизель-электрических, не могут ложиться на грунт!

Все в основном сходятся в том, что истинная причина гибели «Курска» никогда не будет раскрыта или, по крайней мере, в ближайшие сто лет. А между тем люди, кое-что знавшие об этой трагедии, уходят в мир иной, как, например, мой сокурсник покойный контр-адмирал Геннадий Семенов, вращавшийся в правительственной комиссии. Он говорил, что знает причину на 88%, но истинную правду никто никогда не узнает. Знает кое-что и бывшее командование Северного флота, но оно дало подписку о неразглашении и набрало в рот воды. Остается надеяться только на то, что когда-нибудь всплывут документы, сегодня хранящиеся за семью печатями, проливающие свет на эту трагедию, без сомнения, повлиявшую на нашу жизнь. Конечно, если они не уничтожены, как это произошло с самой подлодкой «Курск».

За более чем 20 лет в головы людей так «вбили» официальную причину гибели «Курска» – лодка якобы погибла от собственной учебной торпеды – что мало кто обратил внимание на сообщения РИА Новости, где адмирал Вячеслав Попов, бывший командующий Северным флотом, руководитель того учения, во время которого произошла трагедия, сказал правду.

Меня, как бывшего торпедиста, сразу не устроила официальная версия. В течение всего времени, анализируя факты, появляющиеся в СМИ, не имея доступа к секретным документам, я пришел к однозначному выводу: АПЛ «Курск» была потоплена торпедами с американской подлодки! Остается вопрос: одной или двумя? Все улики были в первом отсеке, но он почему-то уничтожен под выдуманным предлогом.

«Тайна гибели «Курска» скрывается где-то в первом отсеке, – писала одна зарубежная газета в то время, – но тупые русские не поняли столь очевидного…» Нет, мы не тупые, мы поняли это сразу, но….

31 мая 2002 года начался подъем первого отсека. Длился он долго. Видимо, собирали все мельчайшие обломки со дна, чтобы не оставить следов столкновения с американцами. Где теперь эти обломки, одному богу известно. А потом это место перепахали глубинными бомбами.

В ходе изучения трагедии было выдвинуто 18 версий, имеющих право на дальнейшее расследование, в том числе первостепенной была американская. В результате на все было наложено табу, и ниоткуда вдруг появилась версия: взрыв учебной торпеды, «толстушки» (65—76А). А вдруг ли?

Во многих публикациях тогда промелькнули высказывания, что эта идея была подсказана американцами, которые убивали двух зайцев: отводили подозрение от себя и добивались снятия с вооружения ВМФ торпеды 65—76А (калибр 650 мм), предназначенной для поражения авианосцев и не имеющей аналогов в мире. И они достигли этого с легкостью после гибели АПЛ «Курск» и утверждения официальной причины трагедии.

В 2004 году вышла книга генерального прокурора РФ Владимира Устинова «Правда о «Курске», которая была призвана напустить еще больше туману об истинной причине трагедии, где опять мусолилась «официальная версия». Правды мы так и не узнали, а за книгу прокурор секретным указом получил звание Героя России.

Перейду к признанию В. Попова.

В процессе доказательств о причастности янки к гибели подлодки нелишне напомнить, что за ее утилизацию США заплатили 10 млн долларов. Утилизация прошла срочно и без задержек, как говорят, «до самого последнего листа легкого корпуса». Спешили, чтобы стереть саму память о трагедии. С чего бы это? Возникает вопрос: возможно, США заплатили и за подъем «Курска» 130 млн долларов, чтобы уничтожить все улики, а заодно и познакомиться с секретами нашей АПЛ?

Заявление адмирала В. Попова РИА Новости 22 мая сего года звучало примерно так: АПЛ «Курск» погибла в результате столкновения с подлодкой США. Их было две, следивших за АПЛ «Курск»: «Толедо» и «Мемфис». Одна из них атаковала «Курск». Кто конкретно является из них «убийцей» «Курска», адмирал не называет, но это и не имеет значения. Они действовали в связке. Договорим за адмирала: заход 18 августа АПЛ США «Мемфис» для ремонта антенных устройств (а где они повреждены? – В.К.) в норвежский порт был всего лишь частью операции выведения из-под удара АПЛ «Толедо», быстро уходившей в США… Комментарии излишни.

Тогда отношения США и РФ были в стадии «стратегического партнерства», а вся правда о трагедии «Курска» могла перерасти в непредсказуемые акции. Русские и в те годы не бросались с распростертыми объятиями к янки, но… А сегодня времена изменились и на уровне правительств, поэтому появилось «добро» на приоткрытие тайны.

Я с самого начала стоял и стою на версии, что это было столкновение. Сегодня моя версия получает подтверждение в виде признаний адмирала Вячеслава Попова. Это признание произошло за три месяца до очередной годовщины трагедии. Гибель АПЛ «Курск» в августе 2000 года остается незаживающей раной в истории современной России.

Вадим КУЛИНЧЕНКО,

капитан 1 ранга в отставке,

ветеран-подводник.

«Правда», №88.

Категория статьи

Вы хотите получать правдивую информацию о жизни в нашей стране, регионе, городе?

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА ГАЗЕТУ «КРАСНЫЙ ПУТЬ» НАША ГАЗЕТА ОППОЗИЦИОННАЯ, ПЕРЕД ВЛАСТЯМИ НЕ ПРОГИБАЕТСЯ.

Вы найдете чтение по душе:

о деятельности известных политиков и мастеров искусств, об экономике и культуре, криминальную хронику, спортивные новости, информацию о том, как правильно рассчитать пенсию, оформить ребенка в детский сад, получить самую разнообразную, а главное — полезную консультацию.

ПОДПИСАТЬСЯ НА «КРАСНЫЙ ПУТЬ» ВЫ МОЖЕТЕ:

В ПОЧТОВЫХ ОТДЕЛЕНИЯХ. Подписной индекс: 53091;

В РАЙКОМАХ КПРФ. За справками по этому виду подписки можно обратиться по телефонам: 25-13-82, 32-50-07, 32-50-08.

Приобрести свежий номер газеты вы можете и в коммерческих киосках.

Сведения о редакции

Погарский Адам Остапович

глaвный редактор

тел.: (3812) 32-50-07

Марач Вера Георгиевна

ответственный секретарь

тел.: (3812) 32-50-07

Посмотреть всех